Новости

Законопроект об обязательном страховании ответственности эксплуатантов опасных объектов подвергнется существенным изменениям в ходе обсуждения в Госдуме, полагает один из авторов законопроекта, глава подкомитета по страховому законодательству Александр Коваль. По его словам, если Дума примет законопроект в первом чтении, значительная часть изменений будет предлагаться на этапе его подготовки ко второму чтению, сообщает Интерфакс.

В частности, А.Коваль ожидает обострения споров по вопросу о требованиях к уровню достаточности собственных средств компаний для участия в новом виде страхования. Согласно законопроекту, он установлен на уровне 1 млрд рублей.

Глава думского подкомитета считает, что обсуждение будет сосредоточено вокруг снижения этой планки. "Мы отдаем себе отчет, что высокий уровень собственных средств страховщиков обеспечивает их устойчивость применительно к этому виду страхования. В то же время есть логика и в аргументах небольших компаний, которые высказывают желание участвовать в страховании небольших объектов, например, таких как бензоколонки", - сказал он.

Кроме того, уже сейчас очевидно, полагает А.Коваль, что потребуется уточнить порядок применения санкций к нарушителям закона. За неуплату страховой премии, согласно законопроекту, на нарушителя налагается штраф и даже может приостанавливаться его деятельность. Однако применение таких санкций к предприятиям непрерывного цикла проблематично, поэтому механизм воздействия на нарушителей должен уточняться с учетом особенностей ряда предприятий.

Он сообщил также, что депутаты получили замечания правительства на законопроект, часть из которых легко снимается, а часть можно учесть при дальнейшей доработке текста. Например, пояснил он, в заключении правительства справедливо отмечается необходимость уточнения порядка уплаты страховых взносов и пролонгации договоров страхования.

По его словам, в отличие от закона об обязательном автостраховании для этого вида страхования пока не предусматривается создание единого общенационального объединения страховщиков. "Однако этот вопрос встанет. Уже сегодня действует национальный союз страховщиков ответственности (созданный на базе Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса). Члены этой ассоциации постоянно проводят консультации в рамках Всероссийского союза страховщиков. Введение в текст закона положения о создании и деятельности подобного объединения страховщиков было бы целесообразным", - считает А.Коваль.

Он добавил, что даже при наличии такого профобъединения потребуется создание еще одного организационного уровня - пула страховщиков, который будет непосредственно обсуждать формат и положения конкретных договоров страхования и перестрахования. При этом как пояснил А.Коваль, объединение будет организовано в форме юридического лица, а пул будет существовать при взаимных договоренностях его участников.

"Предварительные расчеты показали, что емкости, которую обеспечивают ведущие российские компании, страхующие ответственность эксплуатантов опасных объектов, должно хватить для организации перестрахования внутри пула", - сказал он.

А.Коваль напомнил, что в настоящее время обязательное страхование ответственности эксплуатантов опасных объектов осуществляется в рамках федерального закона о промышленной безопасности. Минимальные размеры страховых сумм согласно действующему закону колеблются от 7 млн. рублей до 100 тыс. рублей, что как полагает депутат, явно недостаточно для компенсации ущерба за вред, причиненный третьим лицам в случае аварии.

Однако топливные операторы не согласны с мнением Александра Коваля. Владельцы АЗС полагают, что страховые взносы с АЗС сильно завышены. Российский топливный союз будет оспаривать суммы страховых премий, предложенные в законопроекте "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Об этом сообщил вице-президент РТС Алексей Небольсин. Напомним, данный проект закона предусматривает обязательное страхование ответственности автозаправочных станций (АЗС) и предприятий нефте-, газо- и угольноперерабатывающей промышленности.

Российский топливный союз полагает, что страхование АЗС как пожароопасных объектов необходимо. Но, как отметил Алексей Небольсин, суммы страховых взносов не должны быть такими крупными. Например, возможный ущерб для АЗС оценен в законопроекте в размере 54 млн рублей, что предусматривает ежегодный страховой взнос с АЗС от $4.000 до $14.000. Однако непонятно, откуда взяты такие цифры, говорит Алексей Небольсин. По его мнению, введение обязательного страхования для АЗС увеличит расходы их владельцев, что приведет к естественному переложению их на потребителя и, как следствие, повышению цен на топливо. Если для нефтяных компаний это не будет сложным, т.к. у них есть "свои" страховые компании, то для независимых топливных операторов расходы на страхование обернутся серьезными трудностями, полагает вице-президент РТС.

Кроме того, вероятность наступления страхового случая на АЗС крайне мала, отмечает Алексей Небольсин. По его данным, в Москве за последние 15 лет на АЗС было только 2 пожара, причем без летального исхода, и владельцы АЗС сами оперативно устранили проблему. А цифры, которые приводит МЧС о произошедших 32 случаях возникновения чрезвычайных ситуаций на АЗС, вызывают сомнение, и их происхождение непонятно, резюмировал Алексей Небольсин.