Новости

Министерство промышленности и энергетики придумало, как перевести российский автопарк на топливо, соответствующее современным экологическим стандартам. Через две недели министерство вносит на рассмотрение правительства проект технического регламента стандартов моторного топлива "Евро-4". А повышение цен планируется сгладить одновременным введением дифференцированных акцизов на "устаревшее" и экологичное топливо. Впрочем, топливо, как признают сами чиновники, все равно подорожает.

"Мы планируем через две недели внести в правительство уже согласованный со всеми ведомствами проект технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам"",- рассказали "Бизнесу" в Министерстве промышленности и энергетики. Документ предусматривает введение новых экологических стандартов топлива по содержанию серы, бензола и свинца, соответствующих нормам "Евро-4" (требования действующего российского ГОСТа дотягивают только до стандартов "Евро-2"). Продукция каждого НПЗ будет подлежать обязательной сертификации по требованиям технического регламента.

Пока лишь 10% автомобилей в России действительно не могут обойдись без бензина "Евро-4", отмечает начальник отдела нормативно-правового обеспечения ТЭК Минпромэнерго Михаил Соловьев,- это иномарки со сроками эксплуатации до пяти лет (генеральный менеджер по маркетингу группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов в связи с этим обращает внимание на то, что в этом году в России будет продано 580 тыс. новых иномарок, на 63% больше, чем в прошлом). К этой группе автомобилей можно также добавить новые отечественные машины и подержанные иномарки (30% парка) с двигателями "Евро-3", для которых не предусматривается сертификации подобного "промежуточного" стандарта топлива. Так или иначе, более 60% машин на российских дорогах - это старые "Жигули", "Москвичи" и грузовики, вполне обходящиеся бензином "Евро-2" и ниже.

Следование новым экологическим требованиям, какими бы правильными они ни были, недешево обойдется как НПЗ, так и покупателям. Например, как пояснили "Бизнесу" в ЛУКОЙЛе, модернизация всех российских заводов компании под топливо "Евро-3" будет стоить несколько сотен миллионов долларов, а для "Евро4" - свыше $1 млрд. Для производства дизеля еврокласса ЛУКОЙЛ затратил $500 млн, причем перешли на него еще не все НПЗ компании. "Топливо повышенных классов будет неизбежно стоить дороже,- признают и в Минпромэнерго.- Но потребителями его будут владельцы дорогих машин, требующих для своей эксплуатации топлива соответствующего класса. Владельцы старого парка будут избавлены от необходимости платить повышенную цену за топливо, применение которого не даст никакого эффекта на их автомобилях". Тем не менее рост цен не минует и последних, причем оценить его предел специалисты пока не берутся. ЛУКОЙЛ продает на своих заправках "евродизель" по цене обычного. Однако подчеркивает президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша, оптовая цена экологичного топлива дороже на 800 руб. за тонну, и пока ни одна сеть АЗС его не закупает.

Чтобы стимулировать нефтяников инвестировать в модернизацию НПЗ, принято долгожданное решение о введении дифференцированных акцизов - повышенными сборами будет облагаться дешевое неэкологичное топливо. "Дифференцирование акцизов уже заложено в бюджет 2007 года,- сообщил источник "Бизнеса" в Минпромэнерго.- И параллельно будут введены в действие стандарты технического регламента".

Но нефтяным компаниям этого недостаточно, они ждут еще, по меньше мере, снижения, а то и вовсе отмены ввозных пошлин на оборудование для НПЗ.

Но, в принципе, как считает управляющий директор AG Asset Management Александр Агибалов, адекватных экономических мер для перехода на дорогое евротопливо фактически нет- по его выражению, меры могут быть только "волевые" политические.

На евростандарты сейчас начинают переходить крупные компании, нацеленные прежде всего на экспорт качественного топлива. Сертификаты на производство такой продукции получили семь заводов в России. Так, Ярославский НПЗ "Славнефти" поставляет за границу весь объем топлива "Евро-4", отмечает Евгений Аркуша. ЛУКОЙЛ начал выпуск дизтоплива еврокласса не в последнюю очередь именно потому, что значительная его часть идет, например, в Финляндию, где ЛУКОЙЛ недавно приобрел две компании, владеющие 130 дизельными заправками. В конце этого годы будет запущено производство "евродизеля" на Рязанском НПЗ ТНК-ВР, подтвердили "Бизнесу" в компании.

Впрочем, есть и другие примеры. Хабаровский НПЗ этим летом полностью перевел все свои мощности на выпуск 92го, 95-го и 97-го бензинов класса "Евро-4". "Мы не хотим упускать нишу на рынке",- заявили "Бизнесу" в НК "Альянс", владеющей заводом. У Хабаровского НПЗ нет другого выхода- практически весь Дальний Восток и Зауралье ездят на японских машинах.