Новости

Обвинения московскими экологическими чиновниками ряда московских топливных компаний в том, что те нарушают нормативы по допустимому содержанию в топливе свинца, преимущественно не правомерны. Об этом Au92 заявил исполнительный директор Российского топливного союза(РТС) Григорий Сергиенко. По его мнению, Правительство Москвы, используя противоречия в федеральном законодательстве, по инициативе своего Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС), создало систему, которая позволяет накладывать штрафы в размере до 200 тысяч рублей на топливных операторов, якобы нарушающих экологические требования к моторному топливу. Обязательные экологические требования к моторному топливу, реализуемому в г.Москве, утверждены Постановлением Правительства от 28.12.2004 года N 952.

Напомним, на прошлой неделе руководитель ДПиООС Леонид Бочин заявил, что в результате проверок, проведенных специалистами его департамента, на заправках ряда топливных операторов был обнаружен бензин, содержание свинца в котором превышает допустимые в Москве нормы. И в соответствии с принятым в Москве Законом N 33 "Об ответственности за реализацию моторных топлив, не соответствующих экологическим требованиям", на нарушителей налагается штраф в размере 200 тысяч рублей.

В числе "провинившихся" названы ЗАО "Ассоциация "Гранд", ООО "КПФ Лидер-АСВ", ООО "Ассирия 21 век", ООО "Компания "Жигули", ООО "Трансэнергоснаб", ЗАО "Фирма "Техинвест", "Би-Газ-Си".

Однако, по мнению Григория Сергиенко, ситуация выглядит далеко не так однозначно.

Постановлением Правительства РФ N609 от 12 октября 2005 года введен технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". В регламенте помимо установления показателей "Евро-2" для техники, есть приложение, в котором установлены требования к топливу. По показателям содержания свинца в нем узаконены требования ГОСТа, которые действовали до введения экологических требований. По нормам техрегламента при действии норматива "Евро-2" допускается фактическое наличие свинца в бензине в пределах до 10 мг/дм куб. Эти нормы вводятся в действие через 6 месяцев после опубликования, т.е. в марте 2006 года. Фактически они действуют для производителей топлива и сейчас согласно требованиям ГОСТов.

Как сообщил Григорий Сергиенко, у большинства названных выше топливных операторов, в бензине которых ДПиООС обнаружил свинец, он находился в пределах больше 5 мг/дм куб, но меньше 10 мг/дм куб. А экологические требования, действующие в Москве в соответствии с постановлением N952, допускают предельное содержание свинца в топливе, в объеме, не превышающем 5 мг/дм куб .

Утверждение Правительством РФ технического регламента и последующее введение его в действие, полагает Григорий Сергиенко, подтвердило уверенность участников топливного рынка в нелегитимности правовых актов московского правительства, установившего экологические требования к моторному топливу. Кроме того, данный правовой акт по показателю допустимости свинца в бензине противоречит требованиям технического регламента. И, наконец, Правительство Москвы вообще не имело права издавать это постановление в условиях действия с 1 июля 2003 года федерального закона "О техническом регулировании". Согласно нему, технические требования к продукции могут устанавливаться только техническим регламентом в ранге Федерального закона или постановления Правительства РФ.

РТС уже направил в ФАС просьбу рассмотреть постановление Правительства Москвы N952 на его соответствие федеральному антимонопольному законодательству, т.к. оно фактически вытесняет с рынка определенный вид продукции, которая не запрещена к применению на всей территории Российской Федерации. А полтора месяца назад РТС обратился еще и в Минюст РФ на предмет юридической оценки этого постановления. Получается, что по всей России топливо с общепринятыми характеристиками можно применять, а в Москве - нет. Это противоречит Конституции РФ, поскольку нарушается единство экономического пространства, при котором не должно быть границ для товаров, не установленных федеральными законами.

Кроме того, ДПиООС преподносит факт наличия свинца в топливе как свидетельство о некачественном топливе. Но государство сейчас не вправе контролировать качество топлива. Предметом его внимания является только безопасность продукции, в том числе и экологическая, а также противодействие введению в заблуждение потребителей. После вступления в действие закона "О техническом регулировании" качество(потребительские свойства топлива) является средством приобретения преимуществ в конкурентной борьбе на топливном рынке, и его критерии может самостоятельно устанавливать каждый производитель продукции в соответствии с собственным стандартом. Главное обязательное условие при этом заключается в том, что требования стандарта по безопасности не должны быть ниже показателей теперь уже установленных вышеуказанным техническим регламентом.

"Если бы ДПиООС проверял топливных операторов на предмет введения в заблуждение потребителей и объявлял их нарушителями в этом качестве, это было бы оправдано. Но он не имеет таких полномочий. А проверять соблюдение произвольно установленных экологических требований, тем более противоречащих федеральному законодательству - не совсем верно. Кроме того, придание гласности фактов об имевшихся, якобы, "нарушениях", отрицательно влияют на деловую репутацию топливных компаний" - считает Григорий Сергиенко.