Новости

В минувший четверг во всем мире отмечали День без автомобилей. Для России, где затея западных экологов до сих пор не прижилась, в этом году название акции обрело символический смысл. Мало того, что цены на бензин стремительно растут, так еще и заправщики обещают вместо топлива торговать суррогатами. Последствия для автомобиля известны - вплоть до поломки двигателя.

Владельцев АЗС на мрачные прогнозы подвигла информация о переговорах правительства и нефтяных компаний, которые на прошлой неделе решали, как остановить рост цен на бензин. Решение нашли самое простое - надо всего лишь заморозить цены на топливо. В понедельник руководители шести главных нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Сибнефти» и «Татнефти» - обещали министру промышленности Виктору Христенко, что не будут повышать цены до конца года. Чиновники взамен обязались дать им налоговые поблажки. Но простота - хуже воровства. Нефтяники на переговорах умолчали о главном - о каких именно ценах идет речь, а правительство так и не решило, какие налоги оно готово снизить. Все поняли только розничные торговцы бензином. Они готовятся к худшему.

Бензиновый кризис - побочный эффект приятного для России процесса, роста мировых цен на нефть. Средняя цена барреля за этот год, по оценке Международного валютного фонда, будет выше $54. В следующем никто не ждет меньше $60. Это в середине 1990-х гг., когда за российское топливо давали $15–16, чиновники не могли свести бюджет и секвестировали расходы. Теперь деньги девать некуда, но проблем меньше не стало. Правительство перессорилось, решая, на что лучше пустить доходы от экспорта нефти, в нефтяной отрасли случился застой, что плачевно сказалось на темпах роста экономики. А полмиллиона дальнобойщиков, возмущенных стоимостью топлива, весной перекрывали улицы крупнейших городов. Из дорогого сырья дешевое топливо не сделаешь, а на инвестиции в добычу не хватает из-за высоких налогов, оправдываются нефтяники.

С начала года нефтеперерабатывающие заводы подняли отпускные цены на бензин почти в полтора раза. Удар смягчили розничные торговцы - АЗС в среднем подняли цены на 20%. Автолюбители их подвиг не оценили - им кажется, что цены уже запредельные. «Я нормально получаю - $1000, но отдавать больше 1000 руб. за полный бак - это уже слишком», - жалуется типичный московский водитель, менеджер по продажам Андрей Замураев. Даже кремлевский чиновник, получающий на порядок больше и самостоятельно заправляющий машину от силы раз в месяц, качает головой: «Ну надо же, сколько бензин-то стал стоить». У него свои проблемы - дорожающее топливо сильно портит показатели инфляции, которую президент Владимир Путин велел удержать в пределах 10% за год. Президент и поручил Христенко «решить вопрос» с ценами на бензин, рассказывает один из аппаратчиков администрации президента. Распоряжение поступило, пока министр был в отпуске, так что пришлось потерпеть. Зато все уговоры нефтяников у посвежевшего Христенко заняли в понедельник от силы 40 минут.

Теперь олигархи разбираются, на что именно они подписались. «Татнефть» и ТНК-ВР, например, замораживают только розничные цены. А «Сибнефть» обещает зафиксировать и оптовые, по которым торгуют ее нефтеперерабатывающие заводы, сказал представитель компании Алексей Фирсов. «Насчет оптовых разговора не было», - возражает его коллега из ТНК-ВР Иван Гоголев. Руководитель Росэнерго Сергей Оганесян вышел со встречи с другим ощущением - вроде как говорили и о розничных, и об оптовых ценах. ЛУКОЙЛ, судя по официальному сообщению, вообще зафиксировал цены еще до совещания, но тоже только розничные. А руководитель пресс-службы «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко призналась, что даже не может выяснить, кто и что обещал Христенко от имени ее компании - ни президента Владимира Богданова, ни его заместителей у министра не было. В любом случае нефтяники «проявили ответственность», радуется представитель Минпромэнерго Станислав Наумов. А речь у Христенко шла, как ему показалось, «о ценах вообще».

Если речь идет только о розничных ценах, то нефтяникам «заморозка» даже выгодна, поэтому многие из них предпочли «забыть» про оптовые. Как правило, у нефтяных компаний мало собственных заправок. Большая часть АЗС, работающих под их брендами, принадлежит независимым торговцам, которые платят фиксированную сумму «за вывеску» ЛУКОЙЛа или ТНК-ВР. Но и такие трейдеры, и владельцы безымянных заправок одинаково зависят от олигархов: кроме как на их НПЗ, взять «приличный» бензин для перепродажи неоткуда. Те шесть компаний, которые договаривались с Христенко, держат не больше пятой части из примерно 20 000 российских АЗС, зато контролируют половину нефтепереработки. Повышая отпускные цены для «чужих» АЗС и заморозив стоимость бензина на своих заправках, они могут выдавливать конкурентов из целых регионов и выгадают в итоге намного больше, чем потеряют, рассуждает эксперт Центра развития Елена Березинская. В прошлый четверг уже прекратили работу 300 с лишним АЗС в Кемеровской области. Сотня из 500 местных заправок принадлежит «Сибнефти», и бензин на них даже дешевле, чем оптовые цены на нефтеперерабатывающих заводах. Заработать заправщики могут, только если найдут покупателя, который согласился бы переплачивать 15–20%. Столько, по расчетам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, надо добавить к закупочной цене, чтобы работать с минимальной прибылью.

Власти и заправщики на эксперименты нефтяных компаний с разницей розничных и оптовых цен реагируют нервно. ЛУКОЙЛ в этом году уже замораживал цены на своих АЗС (по просьбе Путина). В мае не выдержали нижегородские торговцы бензином - они при помощи Федеральной антимонопольной службы обвинили ЛУКОЙЛ в монополизме и манипулировании рынком, и тот был вынужден поднять цены на заправках. Не собираются чиновники закрывать глаза на возможный бензиновый произвол и сейчас, обещал замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Но у нефтяников своя правда. Заморозив оптовые цены, они по сути будут дотировать независимые АЗС и работать себе в убыток - тут уж не до социальной ответственности, поясняет Березинская.

Управляющий одной из мелких частных сетей АЗС в Москве Игорь говорит, что пока они продолжают покупать бензин у крупных нефтяных компаний - «а у кого же еще?». Неподалеку от его заправки на окраине столицы - АЗС ЛУКОЙЛа и ТНК, и если они поднимут оптовые цены, удерживая розничные, Игорь будет вынужден работать в убыток. Правда, продавать АЗС он пока не собирается. «Кроме НПЗ, есть поставщики, которые продают дешевле. Возможно, часть топлива будем брать у них», - улыбаясь, говорит он. «Поставщики», которых имеет в виду Игорь,это производители некачественного топлива или, как его называют заправщики, «бодяги».

Плохо, но иначе на рынке не удержишься, говорит совладелец одной из тульских АЗС Александр Онуфриев. В его регионе заправляет ТНК-ВР (рядом расположен их Рязанский НПЗ), под вывеской которой заправка работает с 1998 г. Тогда ТНК была заинтересована во внутреннем рынке, некоторым трейдерам даже денег перепало на реконструкцию АЗС, для них действовали специальные закупочные цены, да еще были гарантии бесперебойных поставок, вспоминает Онуфриев.

Но с тех пор интерес нефтяников к АЗС прошел без следа: их опять манит заграница. Еще бы - отменили квоты на экспорт (раньше компания имела право вывозить лишь около 30% от добытого), да и нефть за рубежом подорожала почти в четыре раза.

Теперь заправщикам помощи от ТНК нет никакой - даже бензин порой выгоднее покупать у ЛУКОЙЛа, жалуется бизнесмен. Из 1 руб. заработка с литра топлива - больше выручить не получается - до 80 копеек уходит на накладные расходы. «Бодягой», утверждает Онуфриев, его АЗС не торгует. Но, возможно, скоро начнет - если новых владельцев, которых сейчас подыскивают компаньоны, не смутит, что из-за некачественного топлива двигатель у клиента может сломаться после первой же заправки. Это, конечно, экстремальный вариант - когда «бодяга», например, содержит песок. Но сокращает срок службы двигателя и типичная, по экспертным оценкам, ситуация для трети московских заправок и до 50% АЗС Подмосковья - когда продают топливо с меньшим, чем заявлено, октановым числом (например, Аи-95 под видом Аи-92).

Впрочем, пока бензин продолжает исправно дорожать. На столичной АЗС «Татнефти» в понедельник литр Аи-95 отпускали по 18 руб., во вторник - на 10 копеек дороже, а о замораживании цен даже не слышали. На другой колонке той же компании заправиться можно было за все 18,2 руб./л. Столько же еще в среду платили клиенты питерских заправок ЛУКОЙЛа. Но в четверг, пишет участник конференции на сайте auto.ru, с них просили уже на 10 копеек больше. «И это называется ЛУКОЙЛ заморозил цены?» - возмущается он.

Но и чиновники не спешат выполнять свои встречные обещания. Точнее, не могут договориться, как одновременно потрафить нефтяникам и не поставить под удар уже сверстанный бюджет-2006, который выполняется при нынешних ставках налогов. Минэкономразвития предложило было законсервировать платежи за добычу. Сейчас налог на добычу и пошлина за экспорт растут пропорционально мировым ценам на нефть, причем так, что если топливо стоит дороже $32 за баррель, то никакой выгоды от экспорта нефтяники вообще не получают - все уходит в бюджет, - подсчитал президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Но бюджет на следующий год составлен исходя из цены $40. Чтобы не переписывать главный финансовый документ страны, достаточно оставить нефтяникам все доходы от продажи более дорогого сырья. Казна, по сравнению с планом, ничего не потеряет, но будет жаль «огромной упущенной выгоды», вздыхает чиновник Минфина. И эту идею, и предложение освободить от налогов на несколько лет новые месторождения не поддержали. Зачем устраивать «каникулы», если рентабельность в нефтянке до сих пор выше средней по экономике, задался вопросом министр финансов Алексей Кудрин. Воплотить другую мечту нефтедобытчиков - брать разный налог с добычи в зависимости от износа месторождений - не получается который год: слишком много желающих заплатить поменьше.

На все раздумья остался месяц. После этого бюджет, который пройдет второе чтение в Госдуме, никто править не будет. Пока спешки не видно - утвердить налоговые новации нужно уже на следующей неделе. На этот срок и ориентируются, говорит начальник профильного отдела Минэкономразвития Лев Федосьев. А надо еще собрать все министерские визы и получить одобрение кабинета. Греф в четверг заметил, что реформу нефтяных налогов лучше отложить до 2007 г.

Возможно, поэтому в неофициальных беседах чиновники в один голос называют договоренность нефтяников с Христенко «сплошным пиаром». Ведь цены на топливо зависят не только от стоимости нефти на международных биржах, но еще и от спроса внутри страны. Сейчас его пик миновал - закончены основные сельхозработы и закуплены нефтепродукты на зиму. Дальше эксперты ждут стагнации, а, начиная с декабря, и вовсе спада цен - так бывает каждый год. «Заморозив» стоимость и без того дешевеющего топлива, нефтяники смогут без всяких жертв заработать себе политические очки, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

Хуже будет, если правительство обяжет провести настоящую, а не рекламную, «заморозку». Например, продлит срок нынешнего соглашения на несколько месяцев. Весной топливо опять должно подорожать, и если рост цен сдерживать искусственно, это увеличит спрос на него со стороны всей экономики, которая и сейчас слишком энергоемка, предупреждает Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог». К чему это может привести, известно: в 1999 г., когда правительство Сергея Степашина попыталось регулировать всю работу нефтяников внутри страны, бензин в некоторых регионах вовсе исчез из продажи. А вслед за этим начались перебои с поставками хлеба - не на лошадях же его везти до магазина.