Новости

Минэкономразвития предлагает обнулить пошлины на ввоз в Россию оборудования для нефтеперерабатывающих заводов В ближайшее время Минэкономразвития рассмотрит вопрос об обнулении импортных пошлин на технологическое оборудование для НПЗ и подготовит предложения по снижению акцизов на высокооктановый бензин. Об этом в минувшую пятницу сообщил руководитель департамента госрегулирования тарифов МЭРТ РФ Кирилл Андросов. Таким образом, чиновники хотят стимулировать выпуск более качественного автобензина и снизить его цену. Участники рынка поддерживают инициативу чиновников в части снижения таможенных сборов за импорт оборудования. Что же касается снижения акцизов на бензин, то эксперты сомневаются, что эта мера однозначно приведет к улучшению ситуации на топливном рынке. Дело в том, что компенсировать выпадающие расходы в министерстве предлагают за счет повышения акцизов на низкооктановое топливо, потребляемое в сельском хозяйстве и на коммерческом транспорте.

Чиновники профильных министерств активно обсуждают возможность изменения налогов и сборов с нефтяных компаний с сентября, когда соответствующее поручение им дал президент России Владимир Путин. Как ранее рассказывали RBC daily в Минпромэнерго, профильные министерства предлагают ввести так называемые налоговые каникулы при разработке новых месторождений, а также дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от технических условий добычи нефти на конкретных месторождениях. Считается, что это должно стимулировать инвестиции в разведку и разработку новых запасов нефти. В минувшую пятницу руководитель департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ РФ Кирилл Андросов сообщил, что эти инициативы поддерживает и Минэкономразвития.

Однако до последнего времени было неизвестно, как чиновники будут решать другую задачу, поставленную президентом, – как сделать так, чтобы улучшить качество и снизить цену на бензин в России. Как заявил в пятницу Кирилл Андросов, в связи с этим МЭРТ готовит два предложения. Во-первых, в эту среду межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле при МЭРТ должна рассмотреть вопрос об обнулении импортных пошлин на технологическое оборудование для НПЗ. Г-н Андросов отметил, что технологическое оборудование, ввозные пошлины на которое предполагается отменить, будет в первую очередь использоваться для модернизации НПЗ. Во-вторых, г-н Андросов пообещал, что уже в ноябре его министерство подготовит предложения по снижению акцизов на бензин марок Аи-92 и Аи-95, а также повышению акцизов на бензин марки Аи-80. Ранее RBC daily писала о том, что правительство хотело лишь заморозить акцизы на бензин в 2006 г. с целью не допустить роста цен на топливном рынке. По словам чиновника, в настоящее время акцизы на низкооктановое топливо ниже, чем на высокооктановое, и предлагаемая мера в первую очередь направлена на стимулирование потребления в России более качественного бензина. Изменения могут вступить в силу уже в 2006 г. Глава департамента также предположил, что увеличение акцизов на низко октановый бензин не приведет к росту цен.

Участники рынка поддерживают идею МЭРТ обнулить пошлины на ввоз оборудования для НПЗ. «Компания будет приветствовать снижение или обнуление пошлин на оборудование, – сказали RBC daily в «ЛУКОЙЛе». – На всех наших российские заводах – Ухтинском, Нижегородском, Волгоградском и Пермском – постоянно ведется модернизация, которая требует закупки оборудования за рубежом. Ведь на сегодняшний день самые современные технологические установки не только не производятся, но даже не проектируются в России». Представитель ТНК-BP также предположил, что инициатива МЭРТ – это положительный шаг, однако от дальнейших комментариев отказался, сославшись на то, что соответствующие предложения только обсуждаются. А по мнению менеджера другой крупной нефтяной компании, снижение пошлин позволит хоть немного снизить разрыв в качестве нефтепродуктов в России и на Западе. «20 из 25 российских заводов работают по 40-50 лет. 5 из ныне действующих НПЗ было пущено до 1940 г., 6 – до 1950 г., 8 – до 1960 г. и только 6 – после 1960 г. В результате выход светлых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и авиатоплива) на российских НПЗ меньше, чем в США, в 1,6 раза и в 1,4 раза меньше, чем в Европе. Глубокая переработка нефти составляет чуть более 20%, в то время как в США эта цифра равна 73%, в Западной Европе – 43%, в Японии – более 32%», – сетует он.

Опрошенные RBC daily эксперты солидарны с нефтяниками, хотя и опасаются, что отмена пошлин может негативно сказаться на отечественном машиностроении. «Нужно подходить к вопросу дифференцированно, иначе отечественное машиностроение получит еще один удар, который может быть очень серьезным», – сказал RBC daily президент Союза поддержки сервисных компаний Игорь Мельников. «В советское время значительная доля оборудования для НПЗ закупалась в странах СЭВ, в частности в Чехословакии и ГДР, собственное производство в РСФСР было развито незначительно. Поэтому большого урона для отечественного машиностроения от отмены импортных пошлин не предвидится», – успокаивает заместитель гендиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов.

Не столь единодушны специалисты в отношении предложения МЭРТ изменить акцизы на бензин. «Снижение акцизов будет иметь более существенное влияние на цену на топливо, нежели кулуарные договоренности с нефтяниками о замораживании цен на бензин. Ведь известно, что доля налогов в цене на бензин в России столь же высока, как и в Европе», – сказал RBC daily аналитик ИК «ЦентрИнвест» Константин Батунин. С ним не соглашается Сергей Ежов. «С одной стороны, хорошо стимулировать потребление более качественного высокооктанового бензина. С другой – топливо с высоким октановым числом потребляется в основном пользователями личного транспорта, а с низким – транспортной, сельскохозяйственной и другими подобными отраслями. Перекладывать налоговую нагрузку на них нерационально. Да и те водители-частники, которые покупают 76-й бензин, делают это не от хорошей жизни», – резюмирует он.