Новости

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко вчера докладывал президенту о проделанной работе по борьбе с растущими ценами на бензин. Он подтвердил, что в понедельник пять крупнейших нефтекомпаний России обещали заморозить цены на своих АЗС до нового года. И выразил надежду, что эти меры «поддержат другие участники рынка». Впрочем, по мнению министра, «это не снимает проблем, которые накопились в отрасли». Поэтому вторая новость, которую министр сообщил президенту, была хуже первой.

Г-н Христенко честно рассказал г-ну Путину о снижении темпов роста нефтедобычи. За восемь месяцев этого года в России было произведено сырья лишь на 2,5% больше, чем за тот же период 2004 года (до сих пор нефтедобыча росла на 8-10% ежегодно). «На 2006 год прогнозы еще менее оптимистичные - динамика по объемам производства может составить менее 2%», - сказал министр. Решение нефтяников зафиксировать цены г-н Путин сразу комментировать не стал, хотя уже позже, на встрече с губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым, отметил: «Надеюсь, что меры, которые разработало правительство с нефтяниками, будут эффективны». А вот снижение темпов добычи его расстроило. Президент считает необходимым «побудить их (нефтяные холдинги. - Ред.) к разведке, к тому, чтобы вкладывать средства в эту сферу».

Рецепт «побуждения» у г-на Христенко был заготовлен заранее: министр тут же предложил предоставить компаниям «каникулярный период по налогообложению на время запуска месторождений в освоение». Президент отнесся к идее благосклонно, оговорив лишь, что «нельзя допустить, чтобы этим кто-либо мог злоупотреблять», и напомнив, что необходимо заботиться о заполнении трубы из Восточной Сибири на побережье Тихого океана.

Объявленное в понедельник по итогам встречи с г-ном Христенко совместное решение крупнейших компаний - ЛУКОЙЛа, ТНК- ВР, «Роснефти», «Татнефти», «Сибнефти» и «Сургутнефтегаза» - зафиксировать цены на своих АЗС до конца года эксперты оценивают как совместную пиар-акцию нефтяников и правительства. Кабинету министров она дает возможность отчитаться о проделанной работе уже сейчас, хотя реально меры, которые обсуждают чиновники, могут отразиться на состоянии рынка не ранее 2007 года. К этому моменту планируется модернизировать налоговую систему, пока же правительство в борьбе с ценами практически бессильно. В свою очередь, нефтяники смогли продемонстрировать свою лояльность, при этом не понеся фактических потерь.

Дело в том, что пик цен в этом году уже фактически пройден. Идет к завершению уборочная компания и дачный сезон, так что потребление нефтепродуктов снижается. Кроме того, с 1 октября экспортная пошлина поднимается на 40 долл. - до 180 долл. за тонну, поэтому нефтяникам становится выгоднее перерабатывать нефть внутри страны, чем экспортировать ее.

«Действительно, оптовые цены пошли бы вниз по объективным причинам, - соглашается пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов. - Собственно, мы и не собирались их повышать». При этом он подтвердил, что компании увеличивают объемы переработки внутри страны. О намерении на 100% загрузить свои НПЗ заявляют и в ЛУКОЙЛе.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая не устает упрекать нефтяников в монополизме, вчера также призывали не преувеличивать вклада компаний в сдерживание цен. «Они приняли решение, прогнозируемое с точки зрения экономической ситуации. Экономических оснований для продолжения роста цен на нефтепродукты не имелось», - полагает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Отметив грядущее повышение экспортных пошлин, он добавил, что «на внутреннем рынке останутся большие объемы нефти и возникнет большее предложение, что неизменно привело бы к снижению цен».

При этом ФАС уверяет, что намерено следить за тем, чтобы нефтяники, зафиксировав расценки на АЗС, не поднимали и оптовые цены. Ведь иначе это может привести к выдавливанию с рынка владельцев независимых АЗС (по разным оценкам на их долю приходится от 50% до 65% рынка). Если же политика нефтехолдингов приведет к поглощению части розничных торговцев, то это еще более усилит зависимость некоторых регионов от крупных компаний, занимающих там монопольное положение.

«К тем, кто попытается, в том числе за счет независимых производителей, дестабилизировать ценовую ситуацию, мы применим санкции, связанные с изъятием необоснованно полученных доходов», - уверял вчера г-н Голомолзин. «Мы бы не хотели, чтобы из-за снижения цен на АЗС тех нефтяных компаний, которые договорились не повышать более цены на нефтепродукты, возникла ситуация дискриминационного ценообразования, в результате которой были бы ущемлены интересы независимых участников рынка и созданы предпосылки либо для повышения ими цен, либо для потери самостоятельности независимыми производителями», - сказал он.

«Инициатива нефтяных компаний заморозить цены на своих заправках будет иметь положительный эффект при условии, если нефтяники не будут повышать оптовые цены. Тогда и независимые продавцы смогут нормально работать на рынке», - вторит чиновнику из ФАС вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Однако зафиксировать оптовые цены пока готовы далеко не все. «Мы идем навстречу потребителям, а нас пытаются наказать», - обижается представитель ЛУКОЙЛа, по словам которого компания «рассмотрит вопрос о снижении оптовых цен, если со стороны правительства будет принято решение о снижении налогового бремени».

Между тем некоторые политики уже задались вопросом о том, какая ситуация сложится на рынке в январе. После «отмены решения о фиксации цен на топливо, его стоимость может резко возрасти», - беспокоится первый выце-спикер Госдумы Любовь Слиска. Того же мнения придерживается и председатель Совета Федерации Сергей Миронов, по расчетам которого «с 1 января можно ждать повышения цен на 25%».

Эксперты пока успокаивают и политиков, и автовладельцев. «В начале января взрывообразного роста цен не случится», - уверен аналитик Ray, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. Он уточняет, что «оживление рынка происходит в конце января», а в розничном секторе - в конце февраля. В свою очередь аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров не исключает, что в следующем году «возможна некоторая стабилизация ситуации». По его прогнозам, среднемировые цены на нефть в 2006 году составят 45 долл. за баррель против 50 долл. в этом.

Тем не менее в феврале российское правительство может столкнуться с теми же проблемами, что и этой осенью. В Думе не исключают, что в первом квартале 2006 года депутаты внесут предложения о размерах и порядке компенсации расходов бюджетополучателей и сельхозпроизводителей в связи с ростом цен на моторное топливо. Кроме того, по словам г-на Голомолзина, ФАС и МЭРТ разработали изменения в закон о госзакупках, согласно которому госорганы будут приобретать нефтепродукты на бирже. «Вопрос сейчас в том, как обеспечить необходимые предложения и стимулировать нефтяные компании продавать нефть и нефтепродукты на биржевой площадке, - сказал он. - В этом контексте обсуждаются вопросы стимулирования за счет снижения акцизов и пошлин». Он не исключил, что биржа будет создана уже к 1 января. Что касается изменения самих принципов налогообложения нефтяников, то эта тема будет обсуждаться в МЭРТ 7 октября с их участием.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф, комментируя инициативу нефтяных компаний заморозить цены на бензин до конца года, заявил "Времени новостей": «Мы провели переговоры с крупнейшими нефтяными компаниями. До окончательного решения вопроса о налогообложении нефтяные компании пообещали, что сделают этот шаг. Это был жест доброй воли с их стороны. Безусловно, заморозить цены навечно нельзя. В дальнейшем ситуация будет развиваться в зависимости от ситуации на мировых рынках и от того, насколько эффективно будет решаться комплекс вопросов-- от налогообложения до развития конкуренции».