Новости

Цены на бензин в России продолжают расти. С начала сентября из разных регионов страны начали приходить сообщения о росте средней розничной цены на топливо в среднем на 0,25-1,5 проц за неделю, а то и выше. Так, компании-операторы топливного рынка Псковской области увеличили розничные цены на бензин Аи-76 с 5 по 12 сентября на 1,6 проц до 13,70 руб/л. Об этом ПРАЙМ-ТАСС сообщили в руководстве компаний-операторов. На Дальнем Востоке цены на нефтепродукты вообще достигли критических уровней. В частности, на АЗС Хабаровска бензин Аи-98 продавался в понедельник по 21,5 руб за литр, Аи-95 - по 19,9 руб, Аи-92 - 18,5 руб. Дальнейшее подорожание грозит всплеском социальной напряженности, "люди могут выйти на улицы с массовыми протестами". Об этом заявил в понедельник генеральный директор компании "Востокнефтепродукт" Иван Патютько. По его словам, "только в этом году цены поднимались восемь раз". Что касается Москвы, то здесь, по мнению многих автолюбителей, рост ощущался даже в течение минувших выходных. В целом же средние розничные цены на бензин марки Аи-92 и Аи-95 в Москве на прошлой неделе выросли на 1,04 руб. и 1,03 руб/л соответственно. Такие данные содержатся в мониторинге Московской топливной ассоциации, предоставленном Агентству нефтяной информации.

Бензин в России может подорожать до конца года на 1-1,5 рубля, если не будет принято серьезных мер для регулирования цен на топливо. Такое мнение высказал председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. "Для меня очевидно, что таких мер принято не будет, так как бюджет сформирован, и перекраивать его нет времени и возможности", - заявил В.Язев. При этом "внешних" оснований для удешевления бензина пока не видно. По прогнозу депутата, цена за баррель нефти в ближайшее время не упадет ниже 50 долл, а в случае возможного военного конфликта с участием Ирана может вырасти до 100-120 долл за баррель. При этом, по утверждению В.Язева, "рост цен на бензин не является трагедией". "Если недоволен, ставь машину на прикол", - сказал глава думского комитета. В то же время, очевидно, что меры по госрегулированию цен на топливо отнюдь не являются панацеей – вспомним, что на Украине они нисколько не смягчили бензиновый кризис. Напротив, объявленный "потолок" спровоцировал повышенный спрос на топливо, что привело к его дефициту в ряде регионов страны.

Некоторые эксперты прогнозируют, что до конца года ждать удешевления топлива не придется. Напротив, к этому моменту его стоимость достигнет 23-24 руб/л. В дальнейшем цена бензина может достичь и среднеевропейского уровня – 1 евро за литр. При этом многие считают возможным еще два-три повышения в ближайшие месяцы, если на федеральном уровне не примут действенных мер для нормализации ситуации. По мнению И.Патютько, "отрегулировать схему налогов можно, если отойти от мировых цен на нефть. Один из вариантов - ввести фиксированные ставки, подобно акцизам, на тонну добытой нефти". При нынешней ситуации, пока не изменится российское налоговое законодательство, остановить перманентный рост стоимости продуктов нефтепереработки невозможно, считают многие аналитики.

Но дело не только в налогах. Причины этого роста – комплексные. Это и монополизм в нефтедобывающей отрасли, и приближающаяся зима – традиционный сезон высоких цен на топливо, и постоянный рост стоимости нефти на мировом рынке. Также подорожание бензина связано с повышением налога на добычу полезных ископаемых, который вступит в силу уже 1 октября, и увеличением таможенной пошлины на нефть. Впрочем, последний фактор может сыграть как раз в пользу автовладельцев, полагает исполнительный директор Российского топливного союза /РТС/ Григорий Сергиенко. По его мнению, существенное повышение экспортной пошлины на нефть может послужить поводом для снижения цен на бензин в России. При этом ключевым фактором снижения цен на бензин он назвал падение мировых цен на топливо. "В дальнейшем все будет зависеть от внешних рынков", - отметил Г.Сергиенко, добавив, что "в последнее время мировые цены поднялись до максимального уровня".

По его словам, "введение очень большой экспортной пошлины может поспособствовать наполнению внутреннего рынка". Напомним, что экспортная пошлина на нефть с 1 октября 2005 г, согласно проведенному мониторингу цен на нефть за июль-август, составит 180 долл/т против нынешних 140 долл/т. Представитель РТС считает, что "бензин может подешеветь к концу октября", однако, назвать точные цифры отказался. Он также не исключил, что к снижению цен может привести и изменение системы налогообложения нефтяной отрасли, в частности, дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/. Однако, как считает Г.Сергиенко, "это произойдет, скорее всего, уже в 2006 г".

Конечно, рост цен на топливо – проблема не столько российская, а, скорее, мировая. Например, на Украине бензин также стремительно дорожает, видимо, в связи с политическим кризисом, сотрясающим страну. Этот кризис имеет под собой, в частности, "энергетическую" подоплеку – дело в том, что российские газовики и нефтяники отказались поставлять на Украину свою продукцию по прежним ценам. Экс-премьеру Юлии Тимошенко не удалось выправить ситуацию, и вопрос о снабжении страны топливом, особенно в зимнее время, до сих пор находится в подвешенном состоянии. И даже США – ведущая экономически развитая держава мира – сталкивается с той же проблемой. Как показал последний опрос 7 тыс заправочных станций во всех штатах, проведенный исследовательской службой Lundberg Survey, за последние две недели цены на бензин выросли на 38 центов и составили в среднем по стране 3,04 долл за галлон /1 галлон - 3,78 л/. А с начала августа стоимость бензина в США выросла в среднем более чем на 70 центов, а в течение нынешнего года один галлон бензина подорожал на 1,21 долл. Конечно, одна из причин последнего подорожания - ущерб, нанесенный ураганом "Катрина". Согласно прогнозу экспертов, добычу и переработку нефти на юго-востоке США удастся восстановить до прежних объемов не раньше ноября этого года.

"Катрина" способствовала массовому подорожанию нефти на мировых рынках, а, значит, с дороговизной бензина столкнулись и Европа, и Азия. Страны, подвергшиеся этой напасти, борются с ней по-разному. Министр экономики и финансов Франции Тьерри Бретон пригрозил ввести в стране особый налог для нефтяных корпораций, повышающих цены на бензин. По его мнению, нефтяникам следовало бы снизить уровень цен, чтобы вернуть потребителю часть сверхприбылей, полученных за их счет. Латвия, также страдающая от "топливного кризиса", пошла другим путем - некоторые члены кабинета министров страны решили прислушаться к просьбе президента Вайры Вике-Фрейберги и отказаться на некоторое время от использования служебных автомобилей. В начале нынешней недели цена на высокооктановые сорта бензина превысила в странах Балтии рекордную отметку в 1 евро за литр. По мнению экспертов, это неизбежно вызовет 20-30-процентное удорожание транспортных перевозок, сельскохозяйственной продукции, включая продукты питания, и скачок отопительных тарифов в предстоящий осенне-зимний период. В этой связи страна рассматривает возможность временно отойти от высоких стандартов Евросоюза по качеству бензина, чтобы закупать его по более дешевым ценам в России и Белоруссии.

В России же традиционно все проблемы решаются обсуждением на высоком уровне, реально мало что меняющим в ситуации. В пятницу состоялось совещание, в котором приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минприроды и Федеральной антимонопольной службы, где обсуждался вопрос снижения налога на добычу ископаемых, чтобы хоть как-то остановить рост цен на топливо. Определенного решения на этот счет принято не было. Но в любом случае ждать снижения цен до 1 января не придется, резюмирует большинство экспертов. В то же время, как было сказано выше, ряд специалистов склонен ожидать удешевления бензина уже осенью. Таким образом, похоже, многое определит ситуация на мировом рынке – а она непредсказуема точно так же, как цена литра отечественного бензина, если не больше.