Новости

Чиновники услышали президента “ЛУКОЙЛа” Вагита Алекперова, который считает, что нужно законодательно ограничить производство топлива, не соответствующего евростандартам. Правительство задумало повысить качество российского бензина. По заказу чиновников разработан законопроект, по которому в России можно производить топливо стандарта не ниже Евро-2.

Как рассказал “Ведомостям” представитель Минпромэнерго, недавно ВНИИ по переработке нефти (ВНИИ НП) по заказу правительства разработал технический регламент о качестве моторного топлива. Как говорит чиновник, его цель — свести к минимуму влияние вредных выбросов на здоровье людей и окружающую среду, а также предотвратить производство суррогатного топлива. Технический регламент, который должен приниматься законом, устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям их экологической безопасности, соответствующим требованиям ЕС.

Как говорится в проекте регламента (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), с момента его вступления в силу в России может производиться лишь топливо, соответствующее нормам Евро-2, а с 2006 г. — Евро-4. По словам представителя Минпромэнерго, после необходимых согласований, в том числе и с нефтяниками, осенью проект регламента может быть внесен в правительство, а затем и в Госдуму.

Как говорит главный технолог ВНИИ НП Владимир Булатников, сейчас требованиям Евро-2 соответствуют все легально производимые в России высокооктановые бензины. Таким образом, когда регламент будет принят, выпуск бензинов А-76 и А-80 придется прекращать. Бензин по стандарту Евро-4 отличается от Евро-2 более низким содержанием вредных примесей и тем, что его октановое число должно быть не ниже 95.

Но Булатников оговаривается, что стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. Он указывает, что к 2006 г. полностью перейти на Евро-4 не удастся. Срок перехода будет зависеть от состояния автопарка страны. Дело в том, что сейчас около 60% составляют автомобили, полностью не соответствующие европейским нормам, 30% удовлетворяют нормам Евро-2 и 10% — нормам Евро-3 и Евро-4. Но доля автомобилей, соответствующих Евро-4, быстро растет, указывает Булатников. Это новые импортные машины и иномарки, собранные в России. “Когда и российский автопром перейдет на этот стандарт и таких автомобилей станет большинство, тогда и НПЗ вынуждены будут полностью перейти на Евро-4”, — предсказывает он.

По его оценке, это произойдет минимум через 12 лет и потребует серьезной модернизации российской нефтепереработки. Сейчас, по словам Булатникова, моторное топливо, соответствующее нормам Евро-4, в небольших объемах выпускают только ЯНОС (“Славнефть”), Хабаровский НПЗ (группа “Альянс”) и Пермский НПЗ (“ЛУКОЙЛ”). Чтобы перевести на этот стандарт всю российскую нефтепереработку, по оценке Булатникова, потребуется порядка $30 млрд.

Участники рынка не возражают против инициативы чиновников, но призывают не торопиться с введением норм Евро-4. “Это хорошо, что готовятся технические регламенты на топливо, — говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — После отмены госстандартов никаких утвержденных норм не существует”. Но он указывает, что европейские нормы касаются только улучшения экологических показателей нефтепродуктов, а потребительские свойства отечественного топлива ничуть не хуже европейского. “Готов ли наш потребитель платить более высокую цену за экологию?” — спрашивает Аркуша. По его словам, государству следовало бы стимулировать производство и потребление высококачественных топлив, в частности снижением акцизов на них, чтобы их цена была хотя бы не выше по сравнению с обычными. Знакомства, знакомства соционика

О том же говорил в недавнем интервью “Ведомостям” и президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов. “Мы инвестируем сотни миллионов долларов в модернизацию заводов, с тем чтобы повысить качество топлива, увеличить долю светлых нефтепродуктов. Но что делать с дополнительными объемами бензина? Вот мы выпускаем дизель стандарта Евро-4 и весь экспортируем”, — сокрушался он. Алекперов признает, что топливо “ЛУКОЙЛа” продается по той же цене, что дизель более низкого качества. Компания даже начала рекламировать Евро-4, чтобы потребители обратили на него внимание. А чтобы нефтяники модернизировали свои НПЗ, Алекперов предлагает использовать “кнут и пряник” — вводить новые стандарты топлива и понижать акцизы для тех, кто перешел на новые стандарты.

Но представитель другой нефтяной компании считает, что чиновники торопятся. “Пока основу российского автопарка составляют машины "АвтоВАЗа", спрос на Евро-4 будет небольшой”, — резюмирует он.