Новости

В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация с ценами на бензин внутри страны. Предлогом для этого стало недавнее решение правительства об увеличении с 1 августа экспортной пошлины на нефть до рекордного уровня – 140 долл. за тонну. На этом основании делается вывод, что бензиновые цены к осени заметно вырастут. Между тем большинство экспертов считают, что указанный фактор вряд ли окажет сильное воздействие на цены. Зато очередной скачок стоимости нефти (по прогнозам, почти до 100 долл. за баррель) может резко взвинтить цены на АЗС.

Между тем взаимосвязь между ростом экспортной пошлины и стоимости бензина весьма призрачна. По словам президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши, ее и вовсе нет. «Экспортная пошлина просчитывается по определенной формуле, и ее величина напрямую зависит от уровня цен на сырье на внешнем рынке. Сегодня цены на нефть на мировых рынках выше, чем в тот период, когда рассчитывалась последняя экспортная пошлина, поэтому ее было решено увеличить. Конечно, в какой-то мере пошлина может повлиять на стабилизацию цен внутри страны с точки зрения снижения эффективности экспорта и его уменьшения, но в данном случае она выросла настолько незначительно, что никакого влияния на объем экспорта и его эффективность она не окажет. У нас он сокращаться не будет, так как экспорт для нашей страны исключительно важен – как для бизнеса, так и для правительства. Для нефтяников же увеличение экспортной пошлины автоматически компенсируется увеличением цен на нефть», – объяснил он «НГ».

Сами нефтяники с этим не совсем согласны. Как сказал «НГ» руководитель пресс-службы НК «ЛУКОЙЛ» Дмитрий Долгов, рост экспортной пошлины, конечно, добавляет расходов, но это отнюдь не главное: «В большей степени на нас влияют цены на услуги естественных монополий, которые тоже растут – я имею в виду, в частности, электроэнергию и железнодорожные перевозки».

По словам Евгения Аркуши, бензин сейчас дорожает в первую очередь потому, что растут цены на топливо на внешнем рынке. «Единственное, что может стабилизировать цены, – это сокращение экспорта. Оно означает увеличение поставок на внутренний рынок, в результате которого предложение превышает спрос, и цены идут вниз. Пока, к сожалению, все, что может уходить на экспорт, – уходит, а потому цены будут привязаны к ценам внешнего рынка», – сказал он.

Там же не ожидается никакого просветления. Более того, эксперты-нефтяники утверждают, что осень может стать порой нового ценового прорыва. «Сегодня динамика нефтяных цен такова, – отмечает эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Василий Петров, – что в течение 3–4 месяцев накапливается потенциал их роста и далее следует прорыв нового ценового уровня. Так было весной и осенью прошлого года, в марте–апреле этого года. Следующего циклического прорыва можно ожидать в сентябре–октябре». Основной ценообразующей силой, по словам эксперта, может стать усугубление политической неопределенности в ряде нефтедобывающих стран. «Нефтяные трейдеры крайне нервно отреагируют на замену высшего руководства Венесуэлы, на возможность ЮКОСизации российского нефтяного сектора, на перенос «ядерного досье» Ирана в Совет Безопасности ООН. В сочетании с непрерывной чередой стихийных и техногенных катастроф, угрозами новых террористических атак любое из перечисленных событий может двинуть цены к 70-долларовой отметке», – сказал «НГ» Василий Петров. Однако и это не предел. «При вхождении ценового «пузыря» в завершающую стадию рост цен идет очень быстро. Именно так это было на других финансовых рынках. Это означает, что при подходе «к точке разрыва» цены должны подскочить довольно значительно – не на 5–10 долларов, а на 15–20, то есть приблизиться к уровню 85–90 долларов за баррель», – отмечает эксперт ЦСР. Только на real6 столько женщин жаждущих вашей компании.

По данным Московской топливной ассоциации, до прошлого года рост цен у нас составлял примерно 12–15% в год. С начала текущего года, то есть за семь месяцев, розничные цены на 92-й и 95-й бензин в России выросли на 10%, а оптовые – на 30%. Если учесть, что весной и осенью на протяжении последних 10 лет наблюдалось традиционное сезонное подорожание и предстоящая осень вряд ли будет исключением, к концу года мы действительно имеем шанс получить беспрецедентное для последних лет подорожание вплоть до 30–50%. Ситуация усугубляется и потому, добавляет Евгений Аркуша, что правительство ничего не делает для того, чтобы бензиновые цены снизились. «Здесь необходим комплексный подход, серьезное экономическое стимулирование. Надо было бы стимулировать инвестиции в нефтеперерабатывающую промышленность, реконструировать заводы, увеличивать глубину переработки, оптимизировать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Это очень сложный и долгий путь, который, впрочем, за границей уже пройден. У нас государство пытается действовать лишь административными методами, в смысле же экономического стимулирования никаких действий не предпринимается. Руки не доходят или голова», – сказал «НГ» глава МТА.