Новости

Без государственной политики, облегчающей налоговое бремя для нефтепереработчиков и стимулирующей модернизацию нефтепереработки, рост цен на бензин не остановить Рост цен на бензин продолжается. За первые полгода Аи-92 подорожал на рубль, а в июле эксперты Российского топливного союза ожидают увеличения стоимости этого вида топлива еще на 30-40 копеек за литр. В дальнейшем темпы роста не замедлятся, и корень этого зла кроется в нынешней структуре стоимости бензина.

По данным директора департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований Олега Ордина, структура цены на бензин включает 12 параметров, причем более половины стоимости - это налоги. Их всего четыре: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% стоимости бензина, налог на прибыль - около 10%, НДС - 15,25% и самая объемная налоговая составляющая - акциз, на который приходится 17,64%.

Еще около 30% - это прибыль производителей и продавцов топлива, а производственные и транспортные затраты в цене бензина составляют менее 20%. Примечательно, что доля цены сырой нефти в стоимости бензина всего лишь 3,68%.

"Таким образом, динамика цен сосредоточена в налогах и прибыли компаний", - констатирует Олег Ордин. И, чтобы затормозить подорожание топлива, необходимо сосредоточиться на контроле именно этих двух параметров.

Вредные налоги

Российская налоговая система сегодня устроена так, что рост налогов на нефтепродукты напрямую связан с ростом цены на нефть на внешнем рынке. С января 2004 года за основу расчета НДПИ принимается цена нефти на международных рынках, а не внутри страны. Поскольку нефть на мировых рынках дорожает, растет и налог. По оценке исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, "каждый доллар повышения цены на нефть на внешнем рынке приводит к повышению НДПИ на 50 рублей".

Первым следствием этого, естественно, является подорожание нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, поскольку величина НДПИ автоматически включается в их стоимость. Вторым, менее очевидным результатом такого порядка исчисления налога оказывается большая привлекательность экспорта сырой нефти по сравнению с нефтепереработкой в России, потому что просто глупо продавать нефть на внутреннем рынке по 20 долларов за баррель, а платить налогов, как если б ты ее продавал по 50 долларов на внешнем рынке.

Так что, если порядок исчисления НДПИ не изменится, российские нефтепереработчики будут по-прежнему сталкиваться с дефицитом сырой нефти, а цены на бензин в России продолжат расти. "Поскольку рост мировых цен в ближайшее время не остановится, мы по-прежнему будем его заложниками, - говорит Григорий Сергиенко. - Без изменения налоговой системы ничего сделать не удастся, но менять ее никто не торопится, поскольку тогда государство потеряет часть своих доходов".

Далека от совершенства и ситуация с акцизами. "Сегодня ставка акциза по низкооктановому бензину ниже, чем по высокооктановому, хотя должно быть наоборот, - говорит Олег Ордин. - Изменение этой ситуации и стимулировало бы потребление более качественного бензина, и могло бы помочь сдержать цену на популярные марки бензина".

Да и уровень акцизов сегодня оказывается неоправданно высоким. Снижение акцизов, правда, упирается в принципиальную проблему: они идут главным образом в региональные бюджеты и лишать губернии этих доходов просто опасно, тем более что финансовое положение регионов и так существенно осложнилось в связи с монетизацией льгот. Наиболее разумным шагом была бы компенсация регионам выпадающих доходов за счет средств переполненного федерального бюджета, но вряд ли Минфин на это пойдет. Так что и "акцизный" резерв торможения цен на бензин остается неиспользованным.

В этой ситуации нефтяным и нефтеперерабатывающим компаниям не остается ничего другого, кроме как повышать цены на свою продукцию. "Нефтяные компании можно понять, ведь при цене нефти выше 23 долларов за баррель 90 процентов доходов уходит государству и только 10 процентов остается компании, - говорит генеральный директор ОАО "ВНИПИнефть" Владимир Капустин. - А через продажу бензина можно получить 20 процентов прибыли". Чиновники не желают брать в расчет эти цифры и вопреки здравому смыслу продолжают увеличивать налоговую нагрузку на нефтянку. Например, только что правительство приняло постановление, согласно которому с 1 августа размер экспортной пошлины на нефть составит 140 долларов за тонну, хотя совсем недавно, в июне, она уже была увеличена с 102 до 136 долларов.

Эффект концентрации

Впрочем, сводить причины подорожания бензина только к ненасытности налоговых органов было бы не совсем правильно. "Акцизы на нефтепродукты с 1 января этого года выросли на 200 рублей, НДПИ - на 450 рублей, а цены за тонну бензина выросли на тысячи", - отмечает Олег Ордин.

Причины такой диспропорции заложены в структуре отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. "Российская нефтепереработка представлена сегодня 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний, - рассказывает Олег Ордин. - При этом она весьма неравномерно распределена географически: примерно половина всех нефтеперерабатывающих мощностей сосредоточена в Поволжье и Западном Урале - около 128 миллионов тонн из общего объема первичных перерабатывающих мощностей в 275 миллионов тонн. На Сибирь, которая является основным нефтедобывающим регионом, приходится всего четыре НПЗ с общим объемом переработки 50 миллионов тонн. Европейская часть России, Центральный федеральный округ, - это 44 миллиона тонн по объему нефтеперерабатывающих мощностей. В Северо-Западном федеральном округе около 30 миллионов тонн. На Дальний Восток приходится 10 миллионов тонн, и на Юг России - меньше 8 миллионов. Такая неравномерность сказывается на рынке: где-то много перерабатывающих мощностей, а в Центральном регионе, Северо-Западном, на Юге России их катастрофически не хватает. Таким образом, средневзвешенную цену на бензин увеличивают огромные затраты на его перевозку". Так что рост бензиновых цен стимулируется еще и постоянным повышением транспортных тарифов: по словам генерального директора компании "ИнфоТЭК-Консалт" Тамары Канделаки, "по ряду регионов транспортная составляющая - стоимость перевозки бензина по железной дороге - за полгода выросла в разы".

Займитесь переработкой

Высокие налоги и сбытовые издержки не только приводят к росту цен на бензин, но и не оставляют нефтепереработчикам достаточных средств на инвестиции в расширение производства нефтепродуктов. Между тем без модернизации отечественной нефтепереработки о стабилизации цен на бензин можно и не мечтать. "Если американские переработчики умудряются из одной тонны нефти получать 400-500 килограммов бензина, то российские получают только 130-140 килограммов, а остальное - мазут, - говорит представитель одной из крупных нефтяных компаний. - Поэтому ты можешь залить нефтью свои заводы, но от этого увеличится выход мазута, а не бензина. Бензина по-прежнему остается мало".

Очевидно, что в данной ситуации без государственной помощи нефтепереработчикам не обойтись, ведь своих средств для масштабной модернизации у них не хватает, а сторонние инвесторы в отрасль с таким высоким налоговым прессом вкладывать деньги не торопятся. Кстати, в тех же США, самой либерально-рыночной стране мира, когда ситуация на рынке нефтепродуктов стала приближаться к кризису, правительство забыло о "невидимой руке рынка", которая якобы разруливает все проблемы, и приняло решение вложить 52 млрд бюджетных долларов в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, чтобы увеличить глубину переработки нефти до 90-94%. И сегодня эти заводы загружены на 100%. В результате объем вторичной переработки нефти в США сегодня составляет 140% от первичной, а прибыль от выпуска нефтепродуктов в два раза превышает прибыль от экспорта нефти. Поскольку предложения на внутреннем рынке много, нефтепереработчикам нет смысла задирать цены на бензин внутри страны, так что сегодня бензин в США, импортирующих нефть, стоит столько же, сколько в России.

Но если уж наше Министерство финансов никак не может выделить из профицитного бюджета средства на модернизацию нефтепереработки, государство могло бы стимулировать ее развитие хотя бы путем увеличения спроса на качественное топливо. "Чем больше будет расти спрос на качественное топливо, тем больше его будут производить, - говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Если будут стимулы его производить, нефтяные компании будут вкладывать деньги в модернизацию заводов, следовательно, на рынке увеличится предложение бензина. Таким образом, рынок в долгосрочном плане будет сбалансирован и никаких оснований для серьезного колебания цен не останется". за 2-3 минуты водитель найдет

Содействовать росту спроса на качественные продукты можно, например, путем введения более жестких требований к двигателям машин. "Такую государственную политику проводят правительства практически всех развитых стран мира, а мы это делать боимся, - сокрушается Владимир Милов. - Приведение отечественных двигателей к нормам "Евро-2" наше правительство отложило в долгий ящик, хотя у нас должны быть уже "Евро-3". И я принципиальный сторонник того, что машины отечественного производства надо убирать с улиц, это будет лучше для всего - и для безопасности, и для экономики. Самым главным механизмом, который стимулировал бы расширение спроса на качественные нефтепродукты и, соответственно, подавал бы сигнал нефтяникам, чтобы они вкладывали в модернизацию нефтепереработки, - это внедрение требований "Евро-3", "Евро-4". Нам надо двигаться к ним, принять программу действий по внедрению этих стандартов и выполнять ее. А не бояться того, что автопромышленное лобби будет создавать нам какие-то проблемы".

Если же правительство по-прежнему будет рассматривать нефтяную промышленность только как источник средств для пополнения госбюджета, то рост цен на бензин, а следовательно, и темпы инфляции затормозить просто не удастся.