Новости

Россия доживает последние месяцы с дешевым бензином. С 2006 года планируется введение нового технического регламента на продукты нефтепереработки, который предполагает переход на нормы Евросоюза. При этом неизбежное подорожание топлива, однако, не гарантирует его качества, а может сделать кустарное производство некондиционного бензина еще более выгодным.

Проект технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам" уже прошел первую стадию согласований в правительстве и должен быть принят до конца года. Об этом сообщил "Бизнесу" и. о. директора Всероссийского научно-исследовательского института переработки нефти (ВНИИ НП) Виктор Школьников. ВНИИ НП выиграл объявленный Минпромэнерго тендер на разработку проекта техрегламента.

Цель регламента - минимизировать отрицательное влияние вредных выбросов на здоровье населения и окружающую среду, а также предотвратить производство суррогатных ГСМ. После его вступления в действие российским нефтяным компаниям придется переходить на выпуск нефтепродуктов, соответствующих нормам "Евро-4". Оценить, как дорого обойдется такая модернизация, Виктор Школьников не смог, отметив только, что сумма будет сильно варьироваться в зависимости от мощности и технического состояния конкретного завода.

"ЛУКОЙЛу переоборудование под выпуск топлива по евростандарту обошлось почти в 11 млрд руб.",- сообщил "Бизнесу" руководитель прессслужбы компании Дмитрий Долгов. На эти деньги Пермский НПЗ приобрел комплекс глубокой переработки нефти мощностью 3,5 млн тонн в год.

Всего в России перерабатывается около 200 млн тонн нефти в год, так что общий объем требуемых инвестиций можно оценить в 630 млрд руб. ($22 млрд). Все эти затраты, по доброй традиции, компании переложат на потребителей. На сколько дороже обойдется покупателю евротопливо, ни один из собеседников "Бизнеса" предсказать не берется. Как отметил Виктор Школьников, несмотря на рекламу, реального "Евро-4" в России еще нет- по ряду параметров российское топливо не вписывается в евростандарты. Поэтому нет и базы для сравнения. Пока же дизтопливо, которое ЛУКОЙЛ производит по евростандарту, обходится оптовикам на 2% дороже, чем обычное.

И даже при такой разнице российские потребители неохотно берут евротопливо, сетовал недавно президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Но, уверен Долгов, это обусловлено исключительно обилием дешевого и порой низкокачественного топлива. Если у потребителя не останется выбора, он волей-неволей перейдет на качественный продукт. Так что в компании принятие регламента называют "правильным и своевременным шагом".

"Только не надо делать вывод, что компании пролоббировали этот регламент,- предупреждает представитель ЛУКОЙЛа.- Мы могли бы вообще не вкладываться в производство, сосредоточившись на экспорте нефти. Но если Россия хочет экспортировать не сырье, а продукты его переработки, введение евростандартов абсолютно необходимо".

Своевременным считает принятие технического регламента и президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша. После отмены ГОСТов, заявил он "Бизнесу", вообще не осталось параметров, по которым можно было бы контролировать качество топлива. Оставшиеся в законе требования касаются в основном охраны окружающей среды, но при этом не соотносятся ни с какими техническими характеристиками топлива.

В то же время, по словам Евгения Аркуши, готовность потребителя к переходу на более дорогое евротопливо вызывает сомнения. Особенно это касается покупателей бензина. Если дизтопливо с повышенным содержанием примесей просто угробит современный дизель, то бензин, если он произведен не на ближайшем пустыре, фатального вреда машине не нанесет. Правда, выхлоп не будет соответствовать европейским экологическим стандартам, но "экология для нас, мягко говоря, на втором месте", отмечает Аркуша. Весь секс в Ростове с самыми красивыми девушками на нашем сайте.

При этом и разработчики проекта, и продавцы топлива в один голос призывают увязывать введение жестких экологических норм для топлива с такими же высокими стандартами для автопроизводителей.

Устаревшие двигатели, производимые российскими заводами, будут чадить вне зависимости от того, какое топливо в них залито. Технический регламент перехода отечественного автопрома на евростандарты разработан, однако введение норм "Евро-4" планируется только с 2009 года.