Переписка

Исх. 87 от 06 июня 2001 года.

Первому заместителю Премьера
правительства Москвы
Никольскому Б.В.

Об использовании ячеистого наполнителя для заполнения емкостей на АЗС.

 Уважаемый Борис Васильевич!

Московской топливной ассоциацией рассмотрено обращение НИИ Стали, поддержанное депутатами Городской Думы, по вопросу использования алюминиевого наполнителя для заполнения емкостей АЗС с целью снижения их пожаро-взрывоопасности.

Технология использования пористых или ячеистых заполнителей для предотвращения объемных взрывов паров легковоспламеняющихся жидкостей с кислородом воздуха не нова и используется в авиастроении, а также в некоторых случаях для обеспечения абсолютной безопасности емкостей для горючего некоторых автотранспортных средств и боевой техники.

Однако использование ячеистых наполнителей для заполнения емкостей АЗС нецелесообразно по следующим причинам:

  1. Подземные емкости для хранения топлива на АЗС в режиме повседневной эксплуатации не представляют опасности с точки зрения возможного взрыва паров бензина, так как из-за особенностей конструкции в емкости постоянно находится жидкая фаза бензина, в связи с чем концентрация его паров в смеси с воздухом всегда находится выше верхнего предела взрываемости (НПВ-2%, ВПВ-8%). Взрывоопасная концентрация может образоваться только при очистке или пропарке емкости, т.е. при удалении жидкой фазы и существенном искусственном уменьшении концентрации паров.

  2. По технологии эксплуатации емкостей они должны периодически подвергаться обезшламливанию, удалению подтоварной воды, обновлению внутреннего защитного покрытия, необходимо проведение регламентного технического обслуживания внутреннего оборудования и другие операции. При использовании пористых или ячеистых заполнителей емкость в таких случаях должна освобождаться от них. Технология таких операций не разработана и представляет большую пожарную опасность. Существующая практика использования таких заполнителей предусматривает их разовый характер (например, при необходимости, производится замена бензобака с заполнителем на новый с чистым заполнителем). Аналогичная операция с емкостями АЗС практически невозможна и экономически нецелесообразна. Вместе с этим не решена проблема утилизации использованного наполнителя в условиях конструктивного исполнения современных АЗС.

  3. Технология хранения и подачи бензина к ТРК предусматривает размещение внутри емкостей погружных насосов для подачи топлива, клапанов для предотвращения переполнения емкостей и уравнемеров с подвижными поплавковыми элементами, оборудования для контроля за изменением объема емкости и контроля утечек, обратных клапанов для насосов, установленных в топливораздаточных колонках и в дыхательной арматуре резервуаров. Конструктивное исполнение данного оборудования не предусматривает его использования в среде заполнителя. Поэтому работа большинства из этих устройств при использовании заполнителя невозможна, а некоторых - возможна только при существенном конструктивном дооборудовании емкостей.

  4. При использовании ячеистых наполнителей в емкостях нереконструированных АЗС невозможно применение метр-штоков для определения объема хранящегося топлива при передаче смен обслуживающим персоналом и сливных операциях.

  5. Современная мировая практика строительства и эксплуатации АЗС не знает примеров использования ячеистых и пористых наполнителей для заполнения емкостей для хранения топлива.

Президент С.Р. Борисов.