Российская газета, 20.10.2019

 

.............................................................................................................................

 

Как контролеры будут выявлять недолив бензина

Какая часть АЗС зарабатывает тем, что недоливает топливо?

Алексей Абрамов: В 2019 году установлено уже 39 случаев "недолива" на АЗС - это 19% от всех проверенных нами автозаправочных станций. И многочисленные жалобы граждан на "недолив" топлива продолжают поступать в Росстандарт и его территориальные органы во всех регионах - с начала года их уже более двухсот. При этом хочу обратить внимание, что в основном мы проводим плановые проверки, о которых по закону уведомляем проверяемую организацию. Понятно, что, зная об инспекции, АЗС может "подготовиться" к ней с помощью определенных технических средств и программного обеспечения. Существуют и внеплановые проверки, но они проводятся в случае обращения гражданина с жалобой на конкретную АЗС и только с согласия Генпрокуратуры. Поэтому приходится признать, что на сегодняшний день наши руки связаны в этой части надзора.

Когда Росстандарт начнет контрольные закупки на недолив топлива?

Алексей Абрамов: Мы как раз сейчас на этапе внесения в правительство законопроекта, который дает нам это право. Другой законопроект, вводящий оборотные штрафы за недолив, уже был направлен в правительство, но инициатива будет реализована, видимо, немного иначе - этот подход планируется интегрировать в готовящуюся сейчас новую версию Кодекса об административных правонарушениях. На примере введения таких штрафов за фальсификат топлива мы видим, что дисциплина на рынке улучшается. Если в 2015 году нарушения по качественным характеристикам топлива выявлялись более чем в 20% случаев, то с введением "оборотных" штрафов по итогам 2018 года и 6 месяцев 2019 года этот показатель составляет 8,8%. Безусловно, нужно продолжать эту работу, и в рамках решения этой задачи мы наводим порядок на нефтебазах.

Как защитить топливораздаточные колонки от вмешательства извне? Это же прежде всего манипуляции на программном уровне?

Алексей Абрамов: Да. Программа может быть настроена так, что на любом пистолете устанавливается конкретный процент недолива. Помните, была такая проблема с процентом выигрыша в игровых автоматах? То же самое и здесь. Индикатор покажет вам 30 литров, но на самом деле в бак попало 29,7 литра, а если показывает 60 литров - 59,4 литра и так далее. Это немного, и датчик в баке эту разницу даже не поймает.

Если приехать на заправку на автомобиле с символикой Росстандарта, мы увидим, что схема бьется: купили 20 литров, залили 20 литров. Чтобы увидеть, как дела обстоят на самом деле, существуют два варианта - тайный покупатель и неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предлагают запустить конкретные ТРК и смотрят, сколько топлива в реальности отпущено.

Для софта игровых автоматов в свое время ввели периодическую сертификацию, независимую оценку, и манипуляции прекратились. Здесь мы будем двигаться примерно в том же направлении. Проверяться будет не конкретная колонка, а ее работа как измерительной системы, в том числе в связке с оператором за кассой. Сегодня при проверке на АЗС нам говорят: "Зачем вы к кассиру заходите? Тестируйте колонку, а мы запустим как положено". Только когда проверка будет комплексной и внезапной, мы сможем фиксировать "недолив".

Также у нас в планах утверждение в первой половине 2020 года нового национального стандарта взамен устаревшего ГОСТа 1989 года на топливораздаточные колонки. Установленная им точность измерения количества отпускаемого топлива имеет значительную погрешность, в том числе от температуры окружающей среды. Также положения этого ГОСТа позволяют недобросовестным продавцам топлива использовать различные приспособления и вредоносное программное обеспечение, позволяющие "обманывать" расходомер. Кроме того, ГОСТ в полной мере не регулирует вопросы безопасности колонок.

В рамках разработки нового стандарта предполагается признание ТРК измерительной системой, подлежащей периодическим поверкам целиком, введение требований к программному обеспечению, устанавливаемому производителем, и требований к методам идентификации несанкционированного доступа, а также к безопасности колонок.

Как это будет технически выглядеть?

Алексей Абрамов: Есть много инструментов для контроля целостности цифровых систем, например, электронные пломбы, по которым можно отслеживать, подцеплялся к ним кто-то или нет.

Проверяться будет не конкретная колонка на АЗС, а ее работа в паре с оператором за кассой. Контролеры "поймают" недолив на 1%

К контрольной закупке, так же как в случае с экспресс-анализатором качества топлива, должен быть еще технический прибор, чтобы это было незаметно. Потому что, как только кто-то приходит с чем-то похожим на образцовый мерник или хотя бы с канистрой, у кассира сразу возникают подозрения. И многие автозаправки, ссылаясь на требования безопасности, говорят: "Нет, мы в тару никому не наливаем".

"Скрытый" прибор, который мы создаем для использования при контрольных закупках, должен ловить хотя бы 1% недолива. Меньше "в полевых условиях" поймать сложно - влияют температура, расширение топлива и погрешность измерений.

Как сейчас проводятся проверки на недолив? Или у вас нет никаких процессуальных инструментов для этого?

Алексей Абрамов: Это как плановые проверки, так и внеплановые проверки по жалобам граждан, которые необходимо согласовать с органами прокуратуры и о проведении которых проверяемые лица уведомляются не менее чем за сутки. Также мы работаем вместе с коллегами из правоохранительных органов. Когда они нас просят, мы помогаем доказать нарушения в части метрологии. И мы им тоже сообщаем информацию о нарушителях.

Что происходит после того, как человек пожаловался в межтерриториальное управление Росстандарта на недолив на конкретной АЗС?

Алексей Абрамов: Мы можем включить эту организацию в плановую проверку или обращаемся в Генпрокуратуру за согласованием внеплановой проверки. Но шансов поймать нарушителей за руку немного, когда есть "кнопка", которая недолив в нужный момент отключает.

То есть на самом деле нет смысла сейчас жаловаться на недолив?

Алексей Абрамов: Напротив, есть. Во-первых, нам важно знать, как часто с недоливом сталкиваются потребители. Это аргумент в пользу и контрольных закупок, и солидных штрафов. Во-вторых, даже просто приход контролеров на заправку оказывает профилактическое, дисциплинирующее воздействие. И результаты нашей работы уже ощутимы с точки зрения качества автомобильного топ­лива.

 

..............................................................................................................................