“Известия”, 16.09.2015

Автомобилисты просят Минфин защитить их от обмана со стороны заправок и оборудовать бензоколонки фискальными устройствами. С соответствующим предложением в министерство обратился координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов (текст заявления есть в распоряжении «Известий»). Автомобилисты отмечают, что на недолитом бензине заправки могут зарабатывать до 300 млрд рублей в год. При этом в 80% случаев недобросовестными трейдерами становятся мелкие, несетевые топливные компании.

«Со мной случился неприятнейший инцидент, который, к сожалению, ежедневно происходит со множеством водителей в нашей стране. А именно, мне недолили топливо на заправке. При этом если большинство заправок грешат на 1–2 л, на той АЗС, на которой заправлялся я, мне недолили около 10 л. В итоге в бак, физический объем которого 60 л, якобы влезло 70 л с учетом топлива, которое имелось в баке на момент начала заправки. Я вызвал полицию и в течение четырех часов разбирался с ситуацией. Оказалось, что обычный водитель даже с помощью полиции не может сделать ровным счетом ничего», — приводит в пример свою историю Шкуматов.

Как выяснилось, «водитель не может доказать очевидный факт обмана и мошенничества даже при том, когда в бак налили топлива якобы больше, чем его физический объем», пишет Шкуматов. Причин для этого несколько.

«Во-первых, бак у автомобиля и топливная система не сертифицированы на измерение объема. Во-вторых, нет никаких юридически значимых доказательств по факту наличия топлива в баке на момент начала заправки. Также аналоговая стрелка индикатора уровня топлива на приборной панели не показывает точного значения объема в баке», — поясняет он.

В своем обращении в Минфин Шкуматов объясняет схему, как на заправках обманывают автомобилистов.

«Сейчас никто не подкручивает топливораздаточную колонку. Она отмеряет правильный объем топлива, и их на этом не поймаешь. Махинации осуществляются на уровне программного обеспечения, — говорит он. — Автомобиль подъезжает на заправку, водитель заказывает 20 л топлива. Оператор указывает в программном обеспечении также 20 л топлива. В свою очередь, модифицированное программное обеспечение заливает в бак 18 л. На индикаторах же отображается 20 л, то же показано и в чеке.

«Схема рабочая, так как чтобы доказать факт массового обмана, надо выкачать весь резервуар на АЗС и измерить его объем, а потом сравнить сумму по чекам, сколько бензина было продано. Я не знаю ни одного случая, чтобы проверка так серьезно подходила к своим обязанностям. Также эту схему невозможно вскрыть путем измерения объема топлива, которое выдает топливораздаточная колонка. Так как колонка выдает правильный объем. Приплюсовка идет потом в чеке с использованием модифицированного программного обеспечения», — возмущается он.

Шкуматов убежден, что для решения сложившейся проблемы необходимо оборудовать топливораздаточные колонки фискальными счетчиками. Поддержать эту идею он просит Минфин.

«Колонка должна «помнить», сколько литров она выдала в конкретной заправке конкретного автомобиля. После заправки устройство с фискальной памятью должно печатать фискальный топливный чек для водителя, сколько литров ему было реально заправлено в бак. Это поможет полностью ликвидировать мошенническую схему на уровне ПО оператора колонки, когда вместо заправленных 18 л в чеке показывается 20», — считает он.

В свою очередь, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает, что фискальные счетчики не спасут автомобилистов от обмана.

— Согласно правилам технической эксплуатации заправок, установлены минимально допустимые погрешности — порядка 50 мл на 10 л. Все колонки внешне проверены, и формально всё правильно. А как на деле ведут себя недобросовестные трейдеры, необходимо разбираться, — отметил Аркуша. — К тому же даже если установить фискальные регистраторы, то владельцы заправок также смогут подкручивать их показания в свою пользу.

Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что проблема недолива бензина возникает на четверти АЗС.

— В Москве и Московской области проблем с недолитым бензином в три раза меньше, чем в других регионах. Причем в 80% случаев это мелкие несетевые АЗС, расположенные в некрупных городах, — пояснил Канаев. — Чтобы не допустить обмана, каждый автомобилист может попросить предоставить ему мерник. На любой АЗС он должен быть. И если будет несоответствие, то необходимо вызывать Роспотребнадзор и требовать провести проверку.

При этом, по словам Канаева, максимальный недолив на заправках в Москве составляет 5 г с одного литра.

— Недолив — стандартная масса для того, чтобы избежать недосдачи. Потому что в бензине используются эфиры, которые быстро испаряются, — сказал он.

Юрист, партнер компании «Найдем адвоката» Константин Питаев отметил, что на данный момент единственный вариант обезопасить себя — заправляться самому без помощи сотрудника АЗС, используя при этом или канистру точного объема, или пустой бак автомобиля.

— Доказать факт недолива топлива и мошенничества можно только по горячим следам, да и то не всегда. Необходимо незамедлительно обратиться в полицию. Дежурная группа на месте зафиксирует все следы, чтобы доказать вину АЗС. Если же обратиться в органы не сразу, то на заправке уже ничего не докажешь. И топливная аппаратура будет перенастроена, персонал (кассир, заправщик) будут отрицать абсолютно всё, — поясняет Питаев. — Существуют два однозначных способа доказать недолив топлива: при наполнении канистры определенного объема, когда точно известна ее вместительность, и при заправке полного бака автомобиля, если клиент знает, что объем бака составляет 50 л, а по данным АЗС уже влито 55 л.

Также юрист отметил, что возникают случаи, когда АЗС неисправны: в канистру или в бак вместе с бензином будут поступать пузырьки воздуха.

— Самый действенный способ проверить точность отпуска топлива — это провести контрольный замер мерным ведром — метроштоком. Его должны предоставить клиенту по первому требованию на любой АЗС. Если обратиться к закону, то данные деяния подпадают под статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей» (максимальный штраф для юрлиц за обсчет покупателя 50 тыс. рублей) или статью «Мошенничество» УК РФ, — говорит юрист. — Однако доказать сам факт обмана потребителя или факт мошенничества крайне сложно. Необходимы доказательства со стороны потребителя (выше перечисленные способы), большое количество времени, которое будет потрачено на то, чтобы доказать вину АЗС, и огромное упорство. Соответственно, сложив все усилия, получаем логичный вопрос: во сколько же потребителю встанет недолитое количество топлива? Этим АЗС и пользуются. 

В «Роснефти» (управляет бензоколонками BP) рассказали, что в компании существует система мониторинга операционной деятельности АЗС, которая позволяет контролировать как качество реализуемого топлива, так и корректную работу ТРК.

— При наличии сомнений в точности отпуска клиент всегда может потребовать проверить норму отпуска топлива с помощью имеющегося на АЗС образцового мерника, — пояснили в компании. 

В Министерстве финансов РФ переадресовали Шкуматова в Роспотребнадзор.

— Обращение общества касается защиты прав автовладельцев от вероятных случаев обмана со стороны автозаправок, — пояснили в пресс-службе Минфина. — Речи не идет о возможности неправомерных действий заправок в отношении бюджета, например их частичного ухода от налогообложения: т.е. если в чеке отражено 20 л, то и налоги уплачены с 20 л. Поэтому данная тема касается только защиты прав потребителей, а это зона ответственности Роспотребнадзора, а не Минфина России.

На запросы «Известий» не ответили в компаниях «Газпром-нефть», ТНК, «Лукойл».