"Российская газета", 15.05.2015

 

Годовые объемы некачественного моторного топлива в России превышают 10 миллионов тонн. Для борьбы с этим явлением власти предлагают штрафы для НПЗ, а также частичное введение акцизов. В то же время вопрос можно решить и другими путями, уверены эксперты "РГ".

Пресс-конференцию, на которой планировалось обсудить эту проблему, отменили второй раз подряд. Тем не менее ситуация с бензином и соляркой плохого качества действительно серьезная, поэтому мы решили обсудить ее с профильными специалистами, которые должны были принять участие в пресс-конференции. И предоставили им возможность высказаться на страницах газеты.

Проблема состоит из двух частей, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. "Первая касается дизеля, вторая - бензина. Солярку как таковую не подделывают, вместо нее продают другой продукт. Раньше это было топливо печное бытовое, сейчас это судовое маловязкое", - объяснил он механизм появления "псевдосолярки" на АЗС.

В основе проблемы лежит чистая экономика. Дизтопливо облагается акцизом. Печное раньше не облагалось, следовательно, оно было дешевле и выгоднее. Потом на него ввели акциз и оно перестало заменять солярку на АЗС. На судовое топливо акциз не вводится - и оно пришло на замену печному. Надо ввести акциз, и проблема отпадет сама собой", - предложил он.

C этим согласен второй участник отложенной пресс-конференции, зампред комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич, добавив, что "бюджеты регионов недополучили в 2014 году доходов от акцизов более чем на 40 миллиардов рублей".

По бензину проблема сложней, продолжает разговор Евгений Аркуша. "Заводы часто выпускают полуфабрикат, из которого можно сделать автотопливо - либо путем добавок, либо путем замены документов", - объяснил эксперт механизмы появления суррогатов.

Как бороться с такой ситуацией?

"Бодяга" не заполнит рынок, если он насыщен нормальным товарным продуктом, начинает перечислять глава Российского топливного союза. Второй путь - создание системы контроля, охватывающей всю страну. Сейчас есть ответственный за контроль качества - Росстандарт. А проверять надо места, где это топливо производится, и перекрывать каналы сбыта. "Привлечение Генпрокуратуры, может быть, поможет решить вопрос с производителями", - считает эксперт.

По словам Юрия Станкевича, иначе как мошенничеством такого рода деятельность назвать нельзя, а сейчас наказания часто бывает недостаточно. "Часто такие нарушения квалифицируют как "введение потребителей в заблуждение", например. Простой пример недостаточности наказания: в 2013 году в одном из регионов в результате проведенной проверки на АЗС выявлено 46 нарушений, преимущественно - из-за некачественного топлива. При этом сумма наложенных штрафов составила менее 40 тысяч рублей", - поделился эксперт.

И, считает Евгений Аркуша, надо что-то делать с мини-НПЗ. "С одной стороны, у меня к ним претензий нет, они работают в рамках закона, производя то, что имеют право производить. Но с другой - в силу своих технологических возможностей они не способны производить бензин требуемых высоких характеристик, а кусок достаточно лакомый. Поэтому товар, производимый мини-НПЗ, часто используют в качестве основы для суррогатного топлива", - предположил эксперт. Жгучие и молодые Оренбургские индивидуалки https://dosug56.org подарят незабываемую встречу щедрому мужчине.

И, наконец, третий момент. "В соответствии с законом я считаю, что надзор за качеством товара должен осуществляться чаще, чем раз в три года, и без предварительного уведомления", - резюмирует Евгений Аркуша.