Столичные власти разработали мобильное приложение, с помощью которого водители смогут узнать, где в столице продают топливо, не соответствующее экологическим нормам. Автозаправки, бензин на которых по результатам проверок не соответствует установленным требованиям, будут отражены на карте. Об этом «Известиям» сообщили в московском департаменте информационных технологий.

Новый сервис приложения «Транспорт Москвы» разработан на основе городских открытых данных и охватывает заправки на территории Москвы. Воспользоваться приложением могут владельцы смартфонов и планшетов на основных трех платформах: iOS, Android OS и Windows Phone.

По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, АЗС c некачественным бензином выявляются «в рамках плановых и внеплановых проверок в соответствии с законом и на основании обращений граждан». Заправки попадают в черный список Мосприроды в том случае, если топливо на них не соответствует установленным экологическим требованиям и это доказано лабораторными исследованиями. Бензоколонки из этого списка и будут обозначены на карте в приложении. С начала 2013 года в список вошли 14 АЗС, среди которых 5 московских заправок и 7 загородных.

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров отметил, что водители серьезно страдают от некачественного топлива.

— Одной заправки некачественным бензином хватит для того, чтобы испортить автомобиль, — заявил эксперт. — Могут прийти в негодность свечи или инжекторные форсунки, которые установлены на многих современных автомобилях и стоят немало. Но самое ужасное, что может произойти, — это сбой в работе двигателя.

Дозоров добавил, что информация о заправках, которых лучше избегать, передается автомобилистами из уста в уста, обсуждается на различных форумах.

— Но единой базы всё равно не существует, и это проблема, потому что каждый рискует однажды оказаться в ситуации, когда срочно нужно заправиться, а информации о качестве топлива на ближайшей колонке нет. Но в идеале было бы правильно закрывать те заправки, на которых были выявлены нарушения, до их устранения, — подчеркнул Дозоров.

Ответственный секретарь экспертного совета при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Дина Крылова опасается, что приложение в таком формате может нарушить естественную конкурентную среду.

— В России уровень коррупции высок, и недобросовестная конкуренция с использованием в том числе всевозможных административных ресурсов распространена, — говорит Крылова. — Так, одни компании могут попасть в черный список, а другие нет, просто потому, что «с кем надо договорились» и при таком же качестве топлива на карту не попали. К тому же у любой компании может произойти разовая некачественная поставка. Но если заправка попадет на карту даже один раз, потребитель запомнит ее и не будет ею пользоваться даже после того, как нарушения будут устранены и колонку уберут из списка некачественных.

Эксперт считает, что карта была бы полезна москвичам, но в немного ином формате.

— Когда речь идет об информировании потребителей, не должно быть огульных оценочных определений — качественное топливо или нет, — отметила Крылова. — Правильнее было бы указывать объективные критерии — например, такие, как стандарты топлива: «Евро-3», «Евро-4» или «Евро-5», чтобы потребитель на основании этого делал выбор. Например, у человека старый автомобиль, на который он не хочет тратить много средств, тогда он выберет топливо более низкого стандарта, а кто-то чувствует разницу в управлении и заправляет машину только топливом самого высокого стандарта. А заправки с топливом, которое наносит вред автомобилю, надо просто убирать с рынка через высокие штрафы и другие санкции.

Cопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк отметил, что выбросы от переработанного некачественного топлива «сводят на нет» разработки автомобильной индустрии в сфере экологии.

— У современных автомобилей достаточно высокий уровень экологичности и выбросов, загрязняющих атмосферу, меньше, — пояснил эксперт. — Тем не менее, если заправить новую машину бензином с плохими присадками, система не справится и выбросов будет столько же, сколько от старых автомобилей. Возможно, страх попасть в приложение смог бы заставить предпринимателей лучше следить за качеством реализуемого топлива, и, как следствие, позволил бы снизить количество «грязных» авто в городе.