Несколько дней назад глава ФАС Игорь Артемьев сделал ряд любопытных заявлений. На первый взгляд говорил он о разных вещах, так или иначе относящихся к топливному рынку. В реальности же все тезисы ложатся в единую канву и как бы сигнализируют общественности: «ФАС делает так, чтобы цены не росли. Неважно, какими методами и какой ценой».

Во-первых, Игорь Артемьев предложил на полгода отложить запрет оборота топлива Евро-2. Объяснение главы ФАС сводится к проблемам на уровне Таможенного союза и нестыковкам в технических регламентах России и Казахстана. Неофициально весь рынок и, похоже, регуляторы тоже осознают высокие риски бензинового кризиса в следующем году из-за запрета Евро-2. А там, где кризис, там и взлет цен.

Кроме того, глава антимонопольного ведомства заявил: «Мы считаем, что сейчас 92-й бензин никак не может стоить дороже 30 руб.». Очевидно, предыдущая оценка Артемьева, согласно которой не дороже 30 руб. за литр должен стоить Премиум-95, утратила актуальность. В результате ценовой потолок остался таким же, но был распространен на более дешевую марку бензина. Рынок же получил очередное подтверждение неусыпного внимания антимонопольщиков именно к ценам на заправках.

Наконец, ФАС сняла претензии к ЛУКОЙЛу по ценам на бензин, хотя ранее Игорь Артемьев критиковал ценовую политику этой компании на розничном рынке. «Они отреагировали на то, что мы им сказали. Сейчас, во всяком случае по моим наблюдениям, цены пришли обратно туда, где были. Если бы они не отреагировали, то приказ о возбуждении антимонопольного дела уже был бы готов к подписанию: еще день-два, и мы возбудили бы дело», — сказал глава ФАС.

Какие цены снизил ЛУКОЙЛ — большой вопрос. Согласно данным сайта «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», Регуляр-92 на московских заправках компании стоит 28,27 руб. за литр, Премиум-95 — 30,77 руб., дизельное топливо — 30,77 руб., то есть никакого снижения не было. Аналогичные цены на московских заправках ЛУКОЙЛа приводит Московская топливная ассоциация.

Представитель ФАС пояснил, что имелись в виду оптовые цены компании. Но что же такое оптовая цена у компании, которая не продает бензины на бирже, непонятно. Крупные объемы дизельного топлива ЛУКОЙЛ реализует в основном своим сбытовым «дочкам», предположительно, через договорные и адресные сделки.

Последние сделки с бензином производства НПЗ ЛУКОЙЛ на бирже были 21 июня, а всего в этом году продано 21,66 тыс. т бензина с НПЗ компании. Для сравнения, ТНК-ВР каждую неделю продает на бирже примерно 20 тыс. т бензина.

Еще больше вопросов вызывают не сомнительные факты, а позиция ведомства, призванного защищать конкуренцию и свободный рынок. Если перефразировать сказанное его руководителем, получим: «К компании Х претензий нет, потому что она снизила цены. Если бы компания Х не снизила цены, мы бы со дня на день возбудили дело». Или еще проще: «Творите на рынке что хотите, только цены не повышайте».

ФАС много раз пыталась заставить нефтяные компании торговать на бирже открыто, да только безуспешно. Очередная попытка в виде совместного с Минэнерго приказа в нем же и застряла. По-видимому, дает о себе знать роль министерства как лоббистского придатка неф¬тяников. Но и ФАС, постоянно закрывающая глаза на отсутствие товара на бирже, договорные и адресные сделки, собственноручно саботирует свой же проект.

Недавно ФАС распространила сообщение о начале проверок в отношении нефтяных компаний на предмет их торговли на бирже. Появление сообщения на сайте ФАС оказалось новостью для нефтяных компаний — на тот момент проверяемые не получили ни писем из антимонопольного ведомства, ни звонков. Да и к росту предложения топлива начало проверок не привело.

Страдает от такой работы чиновников, как всегда, независимый сегмент топливного рынка — сети АЗС и торговые компании. Российский топливный союз уже второй месяц пытается привлечь внимание регуляторов к обострившимся проблемам независимой розницы, но чиновники или отмалчиваются, или делают на публике успокаивающие заявления.

В недавнем письме на имя Аркадия Дворковича президент РТС Евгений Аркуша указал на «существенные различия в конечных экономических целях ведения топливозаправочного бизнеса владельцами независимых АЗС и сетей АЗС, входящих в структуру ВИНК». Он пишет об отсутствии мотивации для реализации ВИНК части ресурсов их конкурентам в розничном секторе — независимым сетям АЗС. Практику первостепенного обеспечения ресурсами собственных АЗС по внутрикорпоративным ценам глава РТС называет несовершенством российского оптового рынка.

«В результате административно созданных госрегуляторами в последние два года ценовых перекосов розничный топливозаправочный бизнес стал убыточен как для самих ВИНК, так и для независимых АЗС», — пишет г-н Аркуша. Для независимых игроков такое положение дел равнозначно прекращению ведения бизнеса, в то время как ВИНК могут покрывать убытки за счет других видов своей деятельности.

Надежды независимых участников рынка на восстановление маржи между сегментами опт — мелкий опт и мелкий опт — розница не оправдались. ФАС продолжает заниматься регулированием цен, а не борьбой с монополизмом, а ВИНК выдавливают конкурентов с рынка с молчаливого попустительства чиновников.

Чего ждут независимые участники рынка от ФАС? Активных действий по вовлечению всех нефтяных компаний, доминирующих на тех или иных топливных рынках, в открытую и прозрачную торговлю на бирже. Федеральной антимонопольной службе вполне по силам это сделать, было бы желание.