Уже меньше, чем через месяц — с 21 сентября, Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) остановится на капитальный ремонт, который может продлиться до двух месяцев. По информации участников рынка, выпускать бензины и дизтопливо в это время он почти не будет. Предприятие, обеспечивающее топливом половину столичного региона, никогда не сокращало производство столь глобально. В результате неизбежны дефицит топлива и резкое повышение цен на него. Как уже предупреждал «МК» (см. «МК» от 20 августа), бензиновые цены и так готовы к прыжку этой осенью.

О том, что Московский НПЗ остановится в конце сентября, знают многие представители топливного рынка. «Там действительно будут проводиться плановые ремонтные работы. Продлятся они минимум 45 дней», — рассказал глава Московской топливной ассоциации (в нее входит большинство московских АЗС и многие нефтехранилища) Евгений Аркуша. По его информации, выпуск бензинов «будет сокращен до минимальных величин».

Аналогичными сведениями располагают и некоторые другие участники рынка. На ремонт, по их данным, встанут 5 установок разной мощности, участвующих в процессе производства бензинов. Таким образом, предприятие может фактически прекратить их продажу.

«Если предприятие не остановить, там может произойти крупная авария, — беспокоится член президиума „ОПОРы России“ Алексей Небольсин, также знающий о грядущей остановке завода. — Насколько сократится выход нефтепродуктов — непонятно. Но если это произойдет, региону дополнительно потребуются сотни тысяч тонн 92-го и 95-го бензинов», — считает он (МНПЗ выпускает порядка 150–170 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц).

Для Московского региона, сильно зависимого от поставок с МНПЗ, такая ситуация станет беспрецедентной. Завод, обеспечивающий половину местного рынка топливом, до этого лишь незначительно уменьшал его производство во время ежегодных профилактических и ремонтных работ. И, как правило, они проводились в мае, когда в силу сезонных обстоятельств спрос на моторное топливо в России уменьшается, и длились в течение двух-трех недель.

В нынешнем году ситуация на заводе явно сложнее. Еще в конце июня в СМИ разлетелась информация о том, что там произошла авария на одной из установок. «Газпромнефть», владеющая заводом, данные о поломке опровергла. Но вскоре все же подтвердила, что установка была остановлена для проведения ремонта.

Кроме того, все будет осложняться традиционно растущим осенью спросом, выросшими за лето нефтяными ценами и отыгрыванием уже второго в этом году повышения акцизов на нефтепродукты.

«Сейчас выкупается все, что предлагает продавец», — отмечает аналитик рынка Виктор Костюков начинающийся ажиотаж вокруг этой ситуации. Так, отпускные цены на бензин на МНПЗ во вторник впервые за полтора месяца сдвинулись с места и выросли на 300 рублей за тонну (31 400 за тонну АИ-92). Нашел сайт с проститутками досуг красноярск Проститутки выезд

Эксперты, впрочем, напоминают, что перед ремонтом подобных заводов, как правило, делаются значительные запасы топлива. К тому же докупать недостающие объемы можно будет у других заводов, традиционно снабжающих регион: Рязанского и Ярославского. Евгений Аркуша, также напоминающий о запасах и призывающий не паниковать, ждет поставок и из Омского НПЗ «Газпромнефти».

Впрочем, ни «Газпромнефть», ни Минэнерго, ни ФАС запросы «МК» до сих пор не комментируют.

Окончательно говорить, насколько усложнится ситуация с топливом, можно будет лишь после официального подтверждения готовящегося ремонта, когда станет известно, насколько конкретно уменьшится выпуск топлива и сколько придется завозить с других заводов. Однако все участники рынка сходятся во мнении: ситуация как минимум осложнится, а дополнительные транспортные издержки оптовых покупателей непременно отразятся на ценниках на заправках.

В частности, аналитики предполагают, что остановка на МНПЗ дополнительно подтолкнет топливные цены к резкому росту. По их прогнозам, осенью цена бензина повысится на 2–2,5 рубля, превысив отметку в 30 рублей за литр. То же самое, скорее всего, случится и с дизтопливом, которое уже сейчас продается на АЗС на грани рентабельности.