Новости

Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?

Цена - 29.1%
Сервис - 6.4%
Торговая марка - 29.1%
Личный опыт - 35.3%

Всего голосов: 357

В начале апреля опять прочитал в одном издании фразу-штамп: «Весна, традиционно растут цены на бензин...» Хотя с весной в этом году как-то не сложилось, но с традицией захотелось разобраться. Ведь не секрет, что очень часто за формированием таких традиций стоят очень даже конкретные компании и организации. Есть еще одна расхожая фраза-штамп: «Один раз — случайность, два раза — система». Мне кажется, что все происходящее сейчас на внутреннем рынке автомобильного бензина напоминает как раз систему.

Оценим средние по России ценовые индикаторы. Оптовая стоимость тонны 95-го бензина, по данным «Кортеса», на начало апреля была равна 28 925 руб., рост с начала года составил 215 руб./т, или 0,8%. Экспортная альтернатива, выраженная соответствующим индексом RTS Oil, была равна 31 740 руб./т, рост с начала года составил 8841 руб./т, или 38,6%. Биржевая цена в марте—апреле росла и сейчас близка к экспортной альтернативе, цены на АЗС с начала года относительно стабильны. Получается какая-то непропорциональность, да и сама ситуация для нашего рынка, где экспортная альтернатива всегда играла роль нижнего ориентира для оптовой цены, крайне необычная.

Необычная, но с претензией на системность, так как очень напоминает аналогичную «рукотворную» ситуацию весны 2011 года. Думаю, что это был запоминающийся период. Жители некоторых регионов еще хорошо помнят ажиотаж и дефицит топлива. Трейдеры вряд ли забыли высокие биржевые цены. Владельцы независимых сетей АЗС долго будут вспоминать так внезапно обесценившиеся активы и не вовремя проданный бизнес. Ну а все автомобилисты — рост цен на АЗС. Со всех сторон крайне негативный период. И вдруг повтор. Чего же ждать в этот раз? Повтор уже не полный, с проведенной работой над ошибками и подкрепленный «цифрами». Сложившаяся ситуация напоминает вторую шахматную партию, которую играют прямо вслед за первой. Ходы вроде и похожие, но продумываются на несколько шагов.

Позиция со стороны регуляторов: 90-процентная экспортная пошлина, делающая экспорт малопривлекательным; рекомендации по сдерживанию роста цен на АЗС нефтяных компаний; увеличение за январь—февраль 2012 года производства высокооктановых бензинов почти на 15%, или на 0,75 млн т; увеличение за тот же период отгрузок высокооктановых бензинов на внутренний рынок почти на 20%, или на 0,84 млн т; возросшие по состоянию на конец марта до 1,8 млн т суммарные остатки на НПЗ и НПО; пристальное внимание ФАС к ситуации на рынке; смещение приоритета с переработки на добычу и экспорт нефти.

Позиция со стороны нефтяных компаний: увеличение до 1,4 млн т объемов продаж автомобильных бензинов на биржевых площадках в январе—марте 2012 года; попытка через рост биржевой цены обозначить перспективы роста рынка по цене.

Если отменить 90-процентную пошлину, то рост цен неизбежен, причем уровень уже существующей налоговой составляющей не увеличится. Сделано все, чтобы рынок был избыточен по объемам. Это однозначно привело бы к снижению цен, если бы такая ситуация возникла в рыночных условиях. Но этого не происходит. Проблема в том, что сама ситуация обособлена и создана искусственно, но регуляторы продолжают ждать от нее типично рыночной реакции. Такое противостояние не может продолжаться долго. Компании, надеясь на возможность повышения цен и имея большие запасы, в марте—апреле сокращали продажи автомобильных бензинов через биржи, тем самым подогревая рынок и сигнализируя регуляторам о том, что потребитель готов покупать бензин по более высоким ценам. Но делают это они сейчас уже предельно осторожно, справедливо опасаясь претензий ФАС.

Не оправдались прогнозы по росту цен в апреле, противостояние продолжается. Ожидается, что период с конца апреля по начало мая будет своеобразным часом X для рынка. Шансов на победу пока больше у регуляторов, которые вдруг даже стали задумываться о плавающем уровне акцизов при высокой мировой цене, что при фиксированной цене в рознице будет оставлять больше денег компаниям. Думаю, что это маловероятно, и министерства просто не договорятся между собой. Поймем мы это уже к июлю, когда придет время очередного повышения акцизов.

А вот шансы раньше договориться с нефтяными компаниями намного больше. И договоренности эти, скорее всего, будут иметь большее отношение к добыче и экспорту сырой нефти, а не к ее переработке. Возможно, это доступ к добыче на шельфе для частных нефтяных компаний. Сейчас сложно сказать, что это будет. А пока разменной монетой в этом противостоянии опять станут оставшиеся еще на рынке владельцы сетей независимых АЗС, которых заместят сбыты нефтяных компаний.

Регулируемый рынок требует к себе пристального внимания и большего контроля, в силу своей искусственности и обособленности он крайне неустойчив. Перспективы пусть и контролируемого, но роста оптовой цены, смещение рынка в сторону мелкого опта и гарантированный сбыт возросших объемов через розничную сеть могут стать единственными плюсами для нефтяных компаний в этой ситуации.

Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 11.11.2019

МаркаДТАи-92Аи-95
Цена 46,56 42,85 46,92 53,18
Изменение -0,05 +0,01 0,00 0,00
Цены на московских АЗС »