Новости

Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?

Цена - 29.1%
Сервис - 6.4%
Торговая марка - 29.1%
Личный опыт - 35.3%

Всего голосов: 357

В ходе предвыборной борьбы и предвыборных же обещаний все кандидаты в президенты неоднократно затрагивали тему экономики внутреннего рынка и говорили о конкуренции, подчеркивая ее важность, необходимость и т.п. Президентом избран Владимир Путин, который в ходе предвыборной борьбы написал целую серию авторских статей на различные темы, в том числе по экономике, и почти в каждой из них прямо или косвенно говорилось о конкуренции.

В статье, напечатанной в одном из центральных изданий 30 января, содержатся такие фразы, как «конкуренция заставляет предприятия искать лучшие решения» и «время национальных рынков и уютных ниш прошло». Слова очень правильные, давайте теперь попробуем применить их к конкретному рынку, важность которого для страны трудно переоценить, а конкретно — к внутреннему рынку нефтепродуктов. Рынок не вчера возник, он существовал как предыдущие сроки президентства, так и в текущие сроки премьерства автора документа. Давайте попробуем найти конкуренцию на этом рынке.

Добыча и переработка монополизированы предельно. Время от времени со стороны государства появляются отдельные варианты даже не решения этой проблемы, а просто хотя бы незначительного ее изменения в лучшую сторону и появления «ростков конкуренции». Свободный рынок нефти, еще несколько лет назад существовавший в России, сократился до минимума. Вариант строительства или покупки для независимых участников рынка, тех самых ростков конкуренции, специального нефтеперерабатывающего завода, тоже оказался малореальным.

Малая переработка, имеющая и так не очень большую долю в 4%, с января 2011 года выведена за рынок новым техрегламентом и новой системой пошлин 60-66. Пошлина на бензины в 90% и перспектива появления уже в 2012 году аналогичной пошлины на мазут просто ставит на них крест. Почему не плановые 100% на мазут в 2015 году, а внезапные 90% в 2012-м? Возможно, что 60-66 пробуксовывает по результатам. Производство мазута не сокращается и даже не зафиксировалось, а увеличивается. Соответственно, растет экспорт. При нашем уровне глубины переработки нефтяного сырья получается экспорт этого самого сырья, но по меньшим пошлинам. Да и деньги в бюджете лишними не будут. Главное, что вывозить все равно будут, на внутреннем рынке сбыт проблематичен.

Но вернемся к конкуренции. Вариантов в переработке почти нет, с этим «айсбергом» мы ничего сделать не можем, такова суровая реальность.

Есть еще вершина «айсберга» — розничная торговля, всегда считавшаяся оплотом и надеждой возникновения конкуренции в отрасли. Действительно, страна большая, есть много регионов, которые по той или иной причине малоинтересны для сбытовых структур нефтяных компаний. Так оно было до весны 2011 года, когда мы узнали список всех этих регионов поименно. СМИ во время «бензинового кризиса» упоминали их многократно. Есть такое мнение, что кризис — время перерождения и очищения. Но у нас как-то получается, что перерождение всегда работает в одну сторону.

Ручное управление рынком несовместимо с конкуренцией. Итогом 2011 года стало исчезновение конкуренции в этом сегменте, причем уже никакой роли не играет оставшееся большое количество независимых АЗС. Иного варианта покупки нефте-продуктов у них нет, их явным образом направили на покупку топлива на нефтебазах нефтяных компаний и «порекомендовали» предельную надбавку в 4500 руб. с тонны. Протокол рекомендует нефтяным компаниям в случае невыполнения условий договора прекращать отгрузки нефте¬продуктов в адрес той или иной розничной сети. Такой механизм дает возможность компаниям как минимум «выровнять» доходность независимых АЗС и собственных сбытов. Но это только при условии, что и АЗС нефтяных компаний будут покупать моторное топливо на своих нефтебазах по этой цене. Документ такой гарантии не дает. Довольно сложно просчитать последствия данной меры для рынка топлива в целом. Какая тут возможна конкуренция и с кем? Вот и разобрались. В переработке конкуренции никакой, в рознице конкуренция кажущаяся. Остается один вариант ее в этой отрасли. Конкуренция в системе оптовых поставок, место между оптом и розницей. С одной стороны, она заставит пошевеливаться сбыты нефтяных компаний, с другой стороны, даст вариант источника топлива для независимой розницы. Специалисты, давно работающие на рынке, еще помнят времена, когда существовал свободный уфимский рынок, и трейдеры, покупая там нефтепродукты, постоянно искали возможность арбитражных поставок против высоких цен в регионах. И как только цена на Дальнем Востоке задерживалась на высоком уровне, так сразу находился трейдер, который с Уфимских НПЗ находил возможность поставки туда топлива по более низкой цене. описание

Вот это конкуренция и разрушение «спокойных ниш», о которой говорилось в статье. Но была объявлена борьба с «посредниками», которые чрезмерно завышали цены на нефте-продукты. Компании-прослойки надо искать, а трейдеры — вот они, на виду, отчитываются, налоги платят. При этом все совершенно забыли, что трейдер не чистый посредник, он еще услуги оказывает. Логистические, финансовые, брокерские… Еще одна цитата из статьи. «Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача». Мне кажется, что в этой отрасли уже не надо ничего «расчищать». Нефтяные компании и чиновники, пользуясь любым поводом или объявленной кампанией, успешно очищают этот рынок для себя. Если государство хочет сохранить хотя бы видимость конкуренции на этом рынке, то сейчас незамедлительно надо сделать хотя бы две вещи.

Первое. Обеспечить наличие нефтепродуктов и доступ к ним на конкурентной основе. Например, через биржевые площадки, но по тем правилам, которые нужны рынку, а не чиновникам. Второе. Дать рынку заработать, контролируя его по прозрачным и понятным индикаторам. Обозначьте правила работы, не вмешивайтесь с ручным регулированием, все остальное сделает рынок и конкуренция.

Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 16.09.2019

МаркаДТАи-92Аи-95
Цена 46,04 42,76 46,77 52,94
Изменение 0,00 0,00 0,00 +0,01
Цены на московских АЗС »