Новости

Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?

Цена - 29.1%
Сервис - 6.4%
Торговая марка - 29.1%
Личный опыт - 35.3%

Всего голосов: 357

Независимые участники топливного рынка не в силах противостоять демпинговым ценам монополистов и расстаются со своим бизнесом. Как стало известно «МН», только в Алтайском крае на продажу выставлены все автозаправки, не принадлежащие крупным нефтяным компаниям. Похожая ситуация складывается в Татарстане, Новосибирской области, Краснодарском крае и многих других регионах. Розничный рынок топлива движется в сторону монополизации.

«У нас самая тяжелая ситуация из всех федеральных округов. Все до одной сети выставлены на продажу. Это порядка 500 автозаправочных станций», — рассказал «МН» Юрий Матвейко, глава Алтайского топливного союза. Именно в Алтайском крае топливный кризис весной текущего года был наиболее острым.

19 августа, как писали «Московские новости», независимые продавцы обратились к главе российского Федерального антимонопольного ведомства Игорю Артемьеву с жалобами на дискриминацию со стороны вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Независимые компании рассказали, что не могут себе позволить приобретать нефтепродукты крупнооптовыми партиями. Приходится пользоваться услугами трейдеров или покупать топливо на нефтебазах. Мелкооптовая же цена тонны моторного топлива (в зависимости от вида) на 5–7 тыс. руб. больше. По словам Юрия Матвейко, на сегодняшний день розничная стоимость бензина в Алтайском крае на заправках ВИНК на АИ-92 бензин составляет 23 руб., а себестоимость литра бензина на независимых АЗС — 25 руб. «Это не конкурентная цена, и мы не можем так работать», — отмечает глава Алтайского топливного союза.

Как рассказал президент Ассоциации предприятий нефтепродуктового обеспечения Татарстана Ирек Сулейманов, по той же причине в его регионе в несколько раз увеличилось предложение по продаже АЗС. По данным «МН», сделка по продаже «Газпром нефти» крупной сети «Транссервис», куда входят 16 компаний Новосибирской области, уже одобрена ФАС. Ранее получило одобрение приобретение той же «Газпром нефтью» сети АЗС в Краснодаре «Октан-юг», в которую входит 19 АЗС. В Питере в стадии банкротства старейшая независимая сеть «Фаэтон», которая в итоге пойдет с молотка. Оценить, сколько всего по стране сейчас выставлено на продажу АЗС, сложно, говорит Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза (РТС), полной статистики нет, поскольку не все независимые входят в РТС. Однако он не сомневается, что процесс будет нарастать.

В действенность мер, предпринимаемых ФАС, независимые участники не верят. После совещания, где независимые продавцы просили повлиять на ВИНК, антимонопольная служба предложила ввести штрафы для компаний, не регистрирующих свои внебиржевые сделки по продаже топлива на бирже, как того требует ФАС. Речь идет о контрактах ВИНК со своими же сбытовыми компаниями, которым они продают бензин и дизельное топливо по заниженным ценам. Предполагается, что за каждый незарегистрированный контракт компания будет штрафоваться на 1 млн руб. Соответствующие поправки ФАС намерена подготовить в в рамках так называемого третьего антимонопольного пакета. Однако такой штраф ничтожен по сравнению с доходами от продажи топлива. «Допустим, нефтяная компания продала своим сбытам 10 тыс. тонн топлива по 4 тыс. руб., значит, на сделке она заработает 40 млн руб. Отдадут на штраф один миллион, что с того?» — говорит глава Тюменского топливного союза Юрий Мельников. По его мнению, штрафы должны быть гораздо выше: «Не один, а сто миллионов, тогда можно говорить, о каком-то воздействии на монополистов».

Тем временем крупные игроки намерены воспользоваться случаем и расширять свои сети АЗС. В «Башнефти» «МН» сказали, что розница является одним из приоритетных направлений развития компании. В «Газпром нефти» заявили, что согласно долгосрочной стратегии развития сети АЗС компании предполагается рост количества станций к 2020 году до 2100. В настоящее время в России и странах СНГ этой компании принадлежит примерно 1100 станций.

Загнанные в угол независимые игроки распродают свои АЗС, снижая цены. По словам Евгения Аркуши, стоимость зависит от многих факторов — прибыльности станции, месторасположения, объемов продаж бензина и дизельного топлива. По данным начальника аналитического отдела финансовой группы «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, цены могут варьироваться от $1 млн до $3 млн за автозаправку. «Но сейчас, наверное, минимальная цена может быть и $500 тыс.», — уточняет Шеин. Юрий Матвейко с этим согласен, по его мнению, сейчас цены на АЗС можно «смело делить на два» по сравнению с прошлым годом. Таким образом, созданы все условия для того, чтобы топливный розничный рынок был монополизирован, считают эксперты.

Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 02.12.2019

МаркаДТАи-92Аи-95
Цена 47,22 42,84 46,91 53,18
Изменение +0,08 -0,01 -0,01 0,00
Цены на московских АЗС »