Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, не стесняясь в выражениях, предложил расчленить российские вертикально-интегрированные компании. Это должно улучшить ситуацию на рынке нефтепродуктов, которая в этом году слишком уж непростая — то бензина не хватает, то дефицит авиакеросина намечается. — Я сторонник того, чтобы расчленить ВИНК на розницу, оптовое звено и добычу, — заявил во вторник Артемьев.

Пока это предложение только на словах — никаких документов, которые предполагали бы разделение нефтяных компаний, нет.

Зато в начале сентября ФАС внесла в правительство законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Он предполагает введение ограничений, согласно которому продавец топлива с долей на рынке более 35% не вправе покупать новые АЗС. А владельцы нефтехранилищ, если их емкость превышает 25% от общей емкости хранилищ в регионе, должны предоставлять услуги по хранению топлива всем без каких-либо дискриминаций.

Практически все крупные российские нефтяные компании являются вертикально-интегрированными. При этом сказать, кто из них доминирует на том или ином региональном рынке, довольно сложно, отмечают эксперты. Больше всего заправок у «Лукойла» (к концу года должно быть около 2400 АЗС), «Роснефти» (2300 АЗС) и «Газпром-нефти» (1300 АЗС), говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Нефтяники говорить о своем будущем, которое им рисует глава ФАС, не готовы. Руководитель пресс-службы «Лукойла» Глеб Овсянников отказался комментировать предложения Артемьева. Представитель «Роснефти» сделал то же самое. Но отметил, что у «Роснефти» нет ни одного региона, где бы доля присутствия на розничном рынке превышала 35%. Но есть один-два региона, где ситуация пограничная, в случае если закон вступит в силу, покупать дополнительные АЗС будет нельзя, замечает представитель компании.

Предложение ФАС уже о разделении бизнесов уже звучало, но шансов на его реализацию в обозримой перспективе нет никаких, успокаивает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. В нефтянке должно присутствовать госрегулирование, однако искусственное разделение бизнеса не приведет ни к чему хорошему — такой опыт уже есть в мировой истории отрасли. В свое время по указанию антимонопольных властей США нефтяной гигант Standard Oil Джона Рокфеллера был раздроблен на семь частей, большинство которых впоследствии все равно приобрели форму крупного вертикально-интегрированного бизнеса, например Exxon, Chevron и ConocoPhillips, напоминает Нестеров.

Вертикальная интеграция нефтяных компаний создает им запас прочности. Розница сама по себе — не такой уж прибыльный бизнес, поэтому независимым трудно выживать, говорит аналитик БКС Андрей Полищук. Летом из-за сдерживания цен рентабельность в рознице бала отрицательной, сейчас балансирует в диапазоне от 5 до 10%. Нормальной в этом бизнесе считается рентабельность на уровне 20%, она и была таковой до начала этого года. Однако с 1 января на различные виды бензинов акциз вырос на 35–50%, а на дизтопливо — в два раза. Нефтяники стали повышать цены, пытаясь компенсировать увеличение акцизов. Трудно представить, чтобы отдельный НПЗ мог позволить себе глубокую модернизацию, к которой подталкивают чиновники, отмечают эксперты. Для самих ВИНК сбытовая сеть — важный фактор: сбыт нефтепродуктов, можно перераспределять потоки в случае неблагоприятной конъюнктуры. Greito surinkimo ir prekybinės palapinės, sulankstomi stalai - www.protentus.lt

C 1 октября вступает в силу и новая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (60-66), в результате чего может снова начаться рост цен на бензин: к концу года светлые нефтепродукты могут подорожать на 5%, опасается аналитик Газпромбанка Александр Назаров. По оценке аналитика БКС Андрея Полищука, к началу следующего года бензин может подорожать на 5–10%. Кроме того, осенью некоторые НПЗ начали плановый ремонт: с 1 по 28 сентября переработка нефтепродуктов в России уже упала на 4%, замечает Назаров. Возможно, агрессивной риторикой ФАС пытается превентивно обуздать рост цен. Но, поскольку нефть пока только дешевеет, подорожания топлива и без того можно пока не ждать.