Обычному человеку ответить на простой вроде бы вопрос "почему у нас в России дорожает бензин?" непросто. А вопрос этот обостряется всякий раз во время всплесков цен. Так и сейчас - по всем информационным каналам мы следим за ежедневными сводками из горячих точек: Египет, Ливия, Япония... Биржевые котировки нефти галопируют, подъезжая к бензоколонкам, мы вновь в напряжении ожидаем смены ценников.

Как правило, у обывателя все сводится к нескольким весьма эмоциональным тезисам: "Россия - крупный экспортер нефти, бензин внутри страны должен быть дешевым, как... (далее на выбор - в Иране, Венесуэле, США и т.д.)", "Нефтяники могут и поделиться", "Государство должно давить на нефтяников и заставлять их снижать цены на бензин" и так далее.

Тема "рост цен на бензин" интересна всегда - как минимум для автовладельцев, которых становится все больше с каждым годом. В Москве в начале апреля прошел общероссийский форум "Есть ли предел топливному беспределу". Несмотря на несколько одиозное название мероприятия, форум получился интересным. Точки зрения на ситуацию с ценами на бензин у экспертов разошлись. Наиболее популярная из них касалась утверждения о необходимости поддержания низких цен на автомобильное топливо. В частности, жаркие споры вызвал вопрос о возможной стоимости бензина в России в районе 15 рублей за литр. Кстати, около полугода назад проводились опросы потребителей журналами "ИнфоТЭК" и "За рулем", согласно которым более 40% автолюбителей считают приемлемой цены от 15 до 20 руб. за литр 92-го. В рамках дискуссии одним из важных отправных тезисов был: "А в США дешевле" (см. на сайт форума www.rutoplivo.ru). Смысл в том, в России бензин дороже, чем в США, и это при том, что Россия - богатая нефтью страна. Но с этим тезисом все оказалось не так просто. По данным проекта Benzindex.ru, при сравнении цен в США и России можно убедиться, что только иногда цены в двух странах становятся практически одинаковыми, а в основном же цены в США выше, чем в России. Например, средняя цена бензина Midgrade, аналога нашего Аи-95, составляет сейчас в США (при переводе из центов за галлон в рубли за литр) 27,76 рубля за литр (почти на 9% выше, чем у нас). А дизельное топливо стоит в США 29,36 против наших средних 23,41 рубля за литр (выше, чем в России, на 20%). Конечно, при таком анализе необходимо учитывать уровень доходов населения в России и США Тем не менее вопрос роста цен является болезненным и для американского народа. Так, по данным опроса Reuters, проведенного в начале апреля, 62% американцев стали меньше использовать личный автомобиль из-за роста цен на топливо (что, кстати, отрицательно сказалось на рейтинге Барака Обамы).

Еще одним упреком в сторону нефтяных компаний и власти являются вызывающе низкие цены на бензин в таких государствах, как Алжир, - там 1 литр бензина стоит 7 рублей; Туркменистан - 6 рублей; Иран - 2,5 рубля, ну и, разумеется, Венесуэла - менее 1 рубля за литр. С другой стороны, даже при "дармовых" с нашей точки зрения ценах на топливо социально-экономическая ситуация в этих странах известна, и обывателю стоит крепко подумать, прежде чем призывать власти перенимать их опыт.

В любом случае ситуация за окном автомобиля не обнадеживает потребителя. В январе россияне стали свидетелями скачка цен на бензоколонках. После того как премьер Владимир Путин поправил нефтяные компании, в феврале стоимость бензина несколько уменьшилась. Однако с новым витком мировых цен (и с сезонным весенним повышением спроса) в опте цена топлива поползла вверх, что вскоре должно стимулировать рост в рознице. Конечно, нельзя не согласиться, что 15 рублей за литр - вещь весьма заманчивая. Вопрос один - как добиться реализации этой цели. Вот тут и начинаются новые вопросы. Самое популярное мнение среди экспертов, присутствовавших на упомянутом выше форуме, таково: если снизить уровень внутренних налогов на энергоресурсы до 15 % (как в США), то платить за бензин в России мы будем всего 15 рублей за литр. Надо заметить, что в России в цене бензина доля налогов составляет примерно половину - в 2,5 раза больше, чем в тех же США (при этом она примерно соответствует европейскому уровню).

Однако, по оценке экспертов, если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как и в США, то федеральный бюджет недосчитается более 100 млрд рублей в год. Вопрос: где их восполнить? Тем временем налоговая нагрузка на топливный сектор увеличивается. Так, в 2011 - 2013 годах акцизы каждый год будут подниматься на рубль за литр. Нет надобности говорить, что данная мера привела отнюдь не к снижению цен на заправках. Есть и еще один немаловажный аспект - технологическая отсталость многих российских нефтеперерабатывающих заводов и необходимость модернизации. По идее, модернизация призвана снизить себестоимость топлива, но затем потребуется окупать инвестиции, а каким образом, как не за счет цены бензина на АЗС? Эти и другие аргументы приводят нефтяники, объясняя нынешний уровень цен. Доводы компаний по-прежнему не устраивают ФАС, которая, с одной стороны, ведет третью серию антимонопольных дел против ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания), с другой - предлагает новые законодательные механизмы регулирования рынка, главным образом это внедрение различных ценовых индексов. Предвидится, что борьба нефтяников и ФАС по-прежнему будет затяжной. В итоге подходить к проблеме с точки зрения лишь административных мер не получается. Что же в таком случае может стать сдерживающим фактором для бензиновых цен? Часть наблюдателей полагают, что это реальный платежеспособный спрос населения: если топливо будет слишком дорого, автовладельцы (по примеру своих американских коллег) станут меньше ездить, а некоторые поставят автомобили "на прикол".