Новости

Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?

Цена - 29.1%
Сервис - 6.4%
Торговая марка - 29.1%
Личный опыт - 35.3%

Всего голосов: 357

Нефтяные компании неохотно модернизируют свои НПЗ. Глава Минэнерго Сергей Шматко связывает эти проблемы со сменой собственников заводов. Однако эксперты считают, что компаниям вовсе не выгодно заниматься глубокой переработкой, а проще зарабатывать на экспорте сырой нефти.

Роснефть и компания «Газпром нефтехим Салават» испытывают проблемы с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов, в то время как у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» таких сложностей нет, сообщил в среду глава Минэнерго Сергей Шматко.

Министр связывает возникшие проблемы с модернизацией НПЗ со сменой собственников заводов, которая произошла в последние пять лет. Так, в «Газпром нефтехим Салавате» до сих пор не завершен процесс передачи акций, добавил Шматко. «Новые собственники начинают перепроверять, какие решения были приняты и так далее», – пояснил он, цитирует Интерфакс.

В то же время он подчеркнул, что «денег у нефтяных компаний было достаточно».

«Но ЛУКОЙЛ понятно, у них там неплохо выглядит ситуация в целом с модернизацией, и они готовы к переходу на класс 4 и класс 5. Я бы хотел компанию «Газпром нефть» отметить. У них тоже были вопросы, связанные с переходом собственности, но «Газпром нефть» сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого класса», – сказал Шматко.

Ранее Шматко сообщил, что почти все нефтяные компании подписали соглашения с надзорными ведомствами о модернизации НПЗ. Он пояснил, что речь идет о соглашениях с ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом об исполнении программ по модернизации. Как отметил министр, эти соглашения будут достаточно эффективным средством контроля над деятельностью нефтяных компаний.

«Все эти соглашения будут рассматриваться на совете директоров, что позволит руководителям компаний принимать меры на корпоративном уровне», – добавил он.

Вместе с тем глава Минэнерго не считает необходимым введение новых санкций для нефтяных компаний. Шматко отметил, что все необходимые санкции прописаны в требованиях соответствующих ведомств. Так, ФАС имеет полномочия по наложению санкций в случае незаконно полученной прибыли, Ростехрегулирование контролирует качество топлива.

Буквально на днях премьер-министр России Владимир Путин обрушился с критикой на нефтяные компании за невыполнение обязательств по углублению нефтепереработки и чрезмерное увлечение экспортом сырой нефти и полуфабрикатов, напомнив при этом, что льготами от государства они воспользовались в полной мере.

Так, если модернизация и происходит, то лишь поверхностная – по оценке Ростехнадзора, обновление технологий при этом недостаточное, фактически компании меняют лишь отдельные узлы и детали.

Премьер пригрозил нефтяникам санкциями, вплоть до изъятия необоснованной прибыли и корректировки экспортных графиков, и озвучил еще ряд инициатив, в частности по закреплению обязательств компаний обеспечивать страну топливом пропорционально объемам добычи нефти, по выравниванию пошлин, снижающих рентабельность экспорта мазута, и по контролю за розничными продажами нефтепродуктов в России, передает РИА «Новости».

По словам Шматко, до 2015 года нефтяники вложат в углубление нефтепереработки минимум 569 млрд рублей. Планы модернизации отрасли предусматривают к этому времени переработку 255 млн тонн нефти в год с выходом светлых нефтепродуктов в объеме 172,1 млн тонн.

Предполагается, что в результате модернизации российских нефтеперерабатывающих мощностей производство бензина «Евро-4» и «Евро-5» к концу 2015 года должно вырасти до 84% от общего ежегодного объема производства с 17% в 2012 году.

Роснефть разработала программу модернизации перерабатывающих мощностей в 2008 году. Всего для достижения требований техрегламента на НПЗ компании предполагается строительство 30 новых установок и реконструкция 20 действующих.

ЛУКОЙЛ запланировал инвестиции в размере 4,1 млрд долларов на модернизацию нефтепереработки до 2014 года и 8,8 млрд долларов – до 2019 года. За последние пять лет компания инвестировала в техническое перевооружение производства около 4 млрд долларов.

Начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров считает, что нефтяные компании крайне неохотно проводят модернизацию НПЗ, поскольку для них экспорт нефтепродуктов невыгоден, в отличиеи от экспорта сырой нефти, а ориентация только на внутренний рынок нефтепродуктов также не сулит большой прибыли.

«Сырую нефть гораздо проще продать, поскольку она не требует дальнейшего маркетингового развития. Экспорт нефтепродуктов – это выход на конкурентный рынок, с чем Россия не справится, поскольку в той же Европе качественной переработки полно. На внутреннем рынке спроса на глубокую переработку и большие объемы не было, поэтому не делались крупные инвестиций в модернизацию», – рассказал эксперт.

Эксперт считает, что требовать от компаний делать инвестиции в модернизацию НПЗ не очень корректно, потому что с точки зрения рентабельности это никак не является привлекательным бизнесом.

«Причина – нестабильность пошлин, акцизов, повышенное внимание ФАС. Постоянно что-то меняется, причем в ручном режиме – доля продаж на бирже, контроль за розницей и оптовым рынком. То есть у игроков рынка нет представления о том, как будет все регулироваться. Компания вложилась в модернизацию, а потом пришла ФАС и сказала, что вы все необоснованно завысили цены», – говорит Дмитрий Александров.

С августа 2011 года будет введена так называемая система «60 на 66», которая предполагает снижение в формуле расчета экспортной пошлины на нефть поправочного коэффициента до 0,60 с 0,65 и одновременное доведение вывозных ставок на нефтепродукты всех сортов до 66% от пошлины на сырую нефть. Таким образом, нефтяным компаниям будет выгоднее экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты.

«Может сложиться ситуация, когда нефтяникам будет выгодно платить экспортную пошлину на сырую нефть и перерабатывать ее на купленных НПЗ за границей. Потому что купить их можно не по 300–450 долларов за тонну переработки, как в России, а за 180 долларов. Плюс компания получает готовое предприятие, кадры, логистику, сбыты, контракты», – предположил Дмитрий Александров.

Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 02.12.2019

МаркаДТАи-92Аи-95
Цена 47,22 42,84 46,91 53,18
Изменение +0,08 -0,01 -0,01 0,00
Цены на московских АЗС »