Российский топливный союз (РТС) обратился к премьеру Владимиру Путину с просьбой отказаться от ручного управления ценами на автомобильное топливо. Удержать рост цен на моторное топливо в пределах обычной потребительской инфляции можно, считает союз, при условии, что акцизы на топливо перестанут расти, а крупным нефтяным компаниям не разрешат владеть АЗС.

В последние дни июля ситуация на розничном рынке моторного топлива обострилась, предупреждают отраслевые эксперты. В агентстве «Кортес» масштабы «условного дефицита» бензина оценивают примерно в 6–8% объема продаж.

Основных причин две — рост потребления и вмешательство государства. Павел Строков из «Кортеса» напоминает, что в прошлом году в России было продано на 30% больше новых легковых и коммерческих автомобилей, чем за год до этого. На четверть продажи новых машин вырастут и в этом году. В итоге спрос на бензин увеличится на 8%.

Производство моторного топлива тоже растет, но далеко не такими темпами: за 2006–2010 годы — на 5,2%. А отгрузка бензина на внутренний рынок, по оценкам «Кортеса», за первое полугодие оказалась на 0,5 млн тонн меньше, чем год назад: 14,8 млн вместо 15,3 млн тонн.

В появлении дефицита на рынке топлива, включая его обострение весной этого года (см. «МН» от 28 апреля), виновата и власть, полагают эксперты. Действующий техрегламент предполагает запрет с сентября 2011 года оборота на российском рынке бензина класса ниже евро-3. Большинство НПЗ к этому времени так и не переналадили производство и решили увеличить экспорт не соответствующего новым российским требованиям бензина.

Кроме того, была повышена налоговая нагрузка на отрасль. Из-за того что по техническому регламенту в категории евро-3 бензина Аи-92 быть не должно, акциз с него брался по повышенной ставке как с евро-2. В итоге с 1 января 2011 года акциз на этот самый потребляемый в стране бензин (65% рынка), по расчетам РТС, вырос минимум на 2 руб. за литр.

Когда нефтяные компании попытались отыграть свои потери за счет роста розничных цен на бензин, от премьера Путина последовало жесткое требование снизить их. Глава РТС Евгений Аркуша назвал это одной из главных причин возникновения весеннего бензинового кризиса. Крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пересмотрели на своих заправках цены в сторону понижения, а потери компенсировали за счет прибыли от возросшего экспорта нефти. Однако независимые АЗС оказались в ценовой ловушке. Биржевые цены на 4–5 тыс. руб. за тонну выше, чем спотовые, по которым ВИНК отпускают бензин своим заправкам.

Независимые сети ни торговать по более высоким ценам не могут (иначе от них просто отвернутся потребители), ни действовать себе в убыток. В результате, по словам Аркуши, наблюдается массовое закрытие и выставление на торги независимых АЗС.

Покупателей пока нет. Но есть угроза их поглощения крупными ВИНК и монополизации топливной розницы — единственного конкурентного сектора на нефтедобывающем и перерабатывающем рынке. Сейчас независимыми являются 16 тыс. АЗС из 25 тыс. имеющихся в стране, и через них реализуется 60% топлива.

Бороться с дефицитом власти пока предпочитают с помощью тактических шагов, отмечает Аркуша. Минэнерго подготовлено решение, которое вернет на рынок до конца 2012 года топливо евро-2. Из технического регламента исключат ограничения по октановому числу топлива. В этом случае можно будет производить и Аи-80, и Аи-92, если они соответствуют стандарту евро-3. Минэнерго также ставит вопрос о резком увеличении дифференциации акцизов между низкими и высокими экологическими классами топлива — до 2–3 тыс. руб. за тонну, чтобы укрепить стимулы для реконструкции нефтепереработки.

Все эти шаги продавцы топлива считают правильными. Но в письме, отправленном союзом на этой неделе в правительство, говорится о необходимости решения стратегических проблем. РТС просит «обеспечить государственную поддержку и защиту от действий монополистов независимому сектору розничного рынка нефтепродуктов». Чтобы создать на нем равные условия для всех участников, предлагается вывести АЗС из состава нефтедобывающих и перерабатывающих компаний. Кроме того, РТС требует, чтобы все моторное топливо продавалось на биржах. И самым важным Аркуша назвал пункт, который звучит так: «Исключить в дальнейшем любое административное вмешательство в вопросы ценообразования на нефтепродукты». organizmo valymas, maisto papildai, ženšenis, opalas, alijošius, bičių duonelė, gintaras, nevaisingumas, sveikata, dietos, sveika mityba - netradicinemedicina.com

Цены же на бензин будут расти не только в пределах потребительской инфляции — на 7–9% в год, но «дополнительно на уровень увеличения налоговой нагрузки», предупреждает Аркуша. Он напомнил, что с 1 января 2012 и 2013 года нас ожидают очередные повышения акцизов на моторное топливо, средства от которых пойдут в региональные дорожные фонды. И каждый год рост фискальной нагрузки будет составлять не менее 2 руб. за литр.

По расчетам «Кортеса», с начала года цены на бензин на АЗС выросли на 6,5%, в то время как за весь прошлый год — на 8%. По опубликованным вчера данным Росстата, бензин за полгода подорожал на 10,6%, на дизтопливо — на 5,8%.