Цены на бензин, несмотря на принятые весной экстренные меры правительством, продолжают расти. Нефтяники пока не готовы выполнить новый технический регламент и перейти к выпуску более экологичных бензинов класса Евро-3 и выше.

Ситуация могла бы в ближайшее время измениться, если бы на рынок обратно пришел бензин класса Евро-2, полагают эксперты. И такие решения уже подготовлены Минэнерго.

Нужны и другие системные меры. В том числе и инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль страны, рассказал "РГ" президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша на вчерашней пресс-конференции по проблемам топливного кризиса в России. "Потребуется не менее 10 миллиардов долларов для развития российского рынка нефтепереработки", - уверен он.

Но это в перспективе. Однако сейчас нужно сконцентрироваться на трех факторах, которые не дают полноценно развиваться отрасли. И пересмотреть некоторые принятые ранее решения.

"Во-первых, достаточно резко была повышена налоговая нагрузка на нефтепродукты. Это увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Сказалось и увеличение налогов на фонд оплаты труда за счет изменения страховых взносов в целом по стране, но это коснулось и нашей отрасли", - пояснил Аркуша.

Во-вторых, считает эксперт, введение с 1 января повышенных требований в технический регламент оказало влияние на рынок.

"Наверное, регуляторы понимали, что переход на производство бензинов класса не ниже Евро-3 будет возможен не для всех компаний. Однако масштабы негативных последствий этой меры были поняты только к концу апреля", - уточнил аналитик.

Есть и еще один, менее существенный момент, полагает специалист. Однако и он добавил "масла в огонь". "В свое время настояли на том, чтобы вертикально интегрированные компании снизили цены на топливо на розничном рынке, и это было выполнено. Но снижение было непропорционально оптовым ценам. Прибавившийся к этому мировой рост цен на нефть повлек за собой общие проблемы с ценообразованием на топливо", - считает Аркуша. По его словам, это заставило компании направить свои продажи на экспорт. Что привело к дефициту на внутреннем рынке.

Эти три фактора, уверены эксперты, привели к тому, что с февраля стали резко уменьшаться запасы топлива на заводах и нефтебазах. "Если раньше запасы всегда достигали 60, а то и 90 дней ежедневной реализации, то к концу марта - началу апреля они достигли всего нескольких дней", - уточнил Аркуша. При этом подчеркнув, что только к концу апреля были поняты эти причины. И как экстренная мера для выравнивания ситуации было принято решение по повышению экспортных пошлин. Что позволило перенаправить объемы топлива на внутренний рынок. RentGirl

Это сыграло положительную роль. Но тем не менее ситуация с дефицитом остается острой. Причем с июля он вырос, хотя производство не сокращается. "Видимо, причиной послужила надежда на то, что в августе месяце увеличатся экспортные пошлины. И компании, скорее всего, стали придерживать топливо, чтобы потом продать его либо на экспорт, либо по более высоким ценам на внутренний рынок", - уверен Аркуша. Особенно остро кризис чувствуют независимые поставщики топлива. За последние четыре месяца они работают если не в убыток, то с минимальными прибылями. "Это сказывается из-за разности цен", - уверен эксперт. При этом идет переток клиентов на АЗС нефтяных компаний. Эксперт напомнил, что даже известны случаи, когда независимым трейдерам было выгоднее покупать топливо за границей.

В этой связи остро встает вопрос скорейшего развития более справедливой биржевой торговли для всех игроков сегмента. А пока цены на бирже на порядок выше, чем на спотовом рынке. "Биржевая торговля в условиях кратного несоответствия спроса и предложения, аффилированности сделок показала свою полную несостоятельность", - рассказал Аркуша. Более того, тенденции в изменениях объемов и цен предлагаемого топлива свидетельствует о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением, беспокоится президент Российского топливного союза.

В таких условиях розничный бизнес становится убыточным для независимых владельцев АЗС, уверены эксперты. Но розничный рынок - это единственная возможность повысить конкуренцию в секторе, напомнил Аркуша. В стране около 25 тысяч заправочных станций, из них 16 тысяч принадлежат независимым поставщикам, и через них продается около 60 процентов топлива. И разорение такого количества АЗС малого и среднего бизнеса и монополизация рынка создаст негативный эффект.

Кстати

По оценкам агентства "КОРТЕС", рост производства автомобильных бензинов с 2006 по 2010 год составил 5,2 процента. Всего за 2010 год было произведено 36 миллионов тонн топлива. Марочная структура производимого бензина меняется - снижается доля низкооктанового бензина и растет производство высокооктанового. В 2010 году из этих объемов было произведено 7,2 миллиона тонн 95-го бензина и выше, 23,4 миллиона тонн - 92-го, 5,6 - 80-го.