Россия в мае временно прекращает экспорт бензина для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Об этом сообщил сегодня на селекторном совещании журналистам заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов.

По его словам, накануне руководство Минэнерго договорилось с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) о полном прекращении поставок бензина на экспорт и перераспределении этих объемов на внутреннем рынке.

"Все объемы ВИНК поставят на внутренний рынок", - сказал С.Кудряшов. Как уточнил чиновник, с начала текущего года на экспорт было поставлено порядка 1 млн тонн бензина, в течение прошлого года - порядка 3 млн тонн.

"Сегодня мы понимаем, что запасов недостаточно", - отметил он и выразил надежду, что в мае в том числе с помощью прекращения экспорта запасы бензина удастся восстановить. С.Кудряшов добавил, что речь идет о бензине Аи-92, Аи-95, Аи-98.

В то же время замминистра не исключил возникновения второго проблемного периода в сентябре 2011г., когда многие нефтеперерабатывающие заводы будут выходить на плановый ремонт. Однако чиновник пообещал, что с учетом приобретенного опыта удастся серьезно подготовиться к этому времени и не допустить повтора ситуации.

Говоря о госрегулировании цен на рынке нефтепродуктов, С.Кудряшов отметил, что Минэнерго пока не видит в этом необходимости. "У нас есть другие рычаги влияния на ситуацию", - подчеркнул замминистра. Он пояснил, что одна из основных проблем - это несвоевременные заявки от независимых поставщиков бензина и дизтоплива. В результате объемы, которые не были из-за этого учтены, впоследствии приходится восполнять.

При этом если с ВИНК "ситуация прозрачная", то с независимыми поставщиками возникают проблемы. По словам С.Кудряшова, непонятно, какие объемы они намерены поставлять, какие остатки у них на складах. Отвечая на вопрос РБК о соотношении независимых поставщиков и ВИНК, он привел пример Алтайского края, где сложилась наиболее неблагоприятная ситуация: наблюдается дефицит топлива и рост цен. Там насчитывается 760 АЗС, из которых 100 принадлежит "Роснефти", 17 - "Газпромнефти", а остальные - независимым поставщикам.

Топливный кризис разразился в России около недели назад. Ряд российских регионов столкнулись с острым дефицитом топлива, и многие независимые операторы были вынуждены приостановить или снизить закупку нефтепродуктов с нефтебаз в связи с тем, что оптовые цены нефтебаз выше розничных на АЗС крупных компаний.

Практически моментально отреагировав на сложившуюся ситуацию, ФАС потребовала объяснений у компаний "Башнефть", "Газпром нефть", НК "Альянс", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Татнефть", ТНК-BP, "Сургутнефтегаз". Управления ведомства по регионам подали ходатайства о возбуждении уголовных дел в связи с картельным сговором ряда компаний.

В начале этой недели в соответствии с поручением премьер-министра Владимира Путина по распоряжению министра энергетики Сергея Шматко создан штаб по оперативному реагированию и принятию мер по нормализации ситуации в регионах, где наблюдается дефицит топлива.

Уже сегодня в Минэнерго состоялось селекторное совещание с участием представителей 10 регионов, где сложилась неблагоприятная ситуация с поставками бензина и дизтоплива. В ходе совещания отмечалось, что наиболее сложная ситуация - в Алтайском крае, Белгородской, Воронежской, Кемеровской, Томской областях. Практически во всех перечисленных регионах, кроме независимых, основными поставщиками являются "Роснефть" и "Газпром нефть".

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/28/04/2011/584112.shtml