Государству нужно поддерживать экспорт сырой нефти, а не нефтепродуктов, решило Минэнерго, предложив правительству снизить экспортные пошлины на нефть и ввести налог на сверхприбыль компаний.

В правительстве активизировалась подготовка реформы налогообложения нефтяной отрасли, рассказали чиновники двух ведомств, участвующих в ее обсуждении. Позиция Минэнерго по этому вопросу идет вразрез с декларируемыми правительством целями повысить степень переработки экспортируемой продукции. Как следует из концепции, подготовленной Минэнерго к совещаниям у замминистра финансов Сергея Шаталова, налоговое бремя следует переместить с нефтедобычи на переработку сырья.

Существующую налоговую и таможенную политику государства в нефтянке Минэнерго характеризует как «льготное обложение нефтепереработки» в ущерб добыче. Экспортные пошлины на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть: 70,7% от нефтяной пошлины на светлые и 38,1% — на темные нефтепродукты. Внутри страны нефтепродукты торгуются с премией к экспортным поставкам, считает Минэнерго, ведь из-за высоких пошлин на нефть внутрироссийские цены на сырье ниже (из-за формирования цены по принципу net back, см. инфографику). Государство «возвращает» вертикально-интегрированным нефтяным компаниям часть излишней налоговой нагрузки на сегмент добычи через льготы в переработке, констатирует министерство. Но плата за такую поддержку — отсутствие стимулов инвестировать в разработку месторождений, считают в Минэнерго. Что, по мнению чиновников, сократит доходы бюджета от нефтяной отрасли даже при повышении налогов. Ведь добыча на старых месторождениях будет падать, а разработчикам новых придется дать льготы (как сейчас в Восточной Сибири).

Минэнерго предлагает снизить экспортную пошлину на нефть, уменьшив ее максимальную ставку с 65 до 55%. В результате увеличится прибыль от экспорта сырой нефти и ее стоимость на внутреннем рынке, что уменьшит маржу переработки. Для новых месторождений найдено другое решение: уйти от уравнительного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ввести «налог на сверхприбыль» от каждого проекта в размере 27%. По словам чиновника, участвовавшего в обсуждении предложений, речь идет «фактически о дополнительной ставке к налогу на прибыль, который будет аналогичным образом администрироваться». Сейчас основная маржа бизнеса — в области переработки, соглашается с Минэнерго топ-менеджер крупной нефтяной компании: если снизить пошлину на нефть, вырастет доходность добычи, а вот доходность переработки упадет. Но в Минэнерго не учли важный момент, продолжает он: инвестиции в добычу на старых месторождениях останутся невыгодными из-за индексации НДПИ в 2012 г.

Если внедрить новую систему с 2012 г., поступления в бюджет от нефтяной отрасли за 10 лет составят 43,23 трлн руб., но в первый год уменьшатся на 68 млрд руб. Если ничего не менять, государство за десятилетие получит на 8,55 трлн руб. меньше, подсчитало Минэнерго. «Если реформа приведет к увеличению дефицита [в ближайшие пять лет], то мы выступим против, несмотря на обещания золотых гор через 10 лет», — говорит директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Ведь Минфин планирует к 2015 г. вывести бюджет на бездефицитный уровень, пояснил он.

Последнее совещание по налоговой реформе было на прошлой неделе, дата следующего пока не назначена, сказал Трунин.

Идея Минэнерго противоречит официальной позиции правительства стимулировать экспорт товаров с более высокой добавленной стоимостью. О том, что государство должно поддерживать экспорт продукции нефтепереработки вместо вывоза сырья, премьер-министр Владимир Путин заявлял во время поездки по Северо-Западному округу в 2008 г.: «[В таком случае] добавочная стоимость у нас остается, рабочие места создаются здесь<...>». В модели Минэнерго используются «смелые» посылки о связи уровня добычи и прибыльности компании, продолжает критику чиновник, принимающий участие в обсуждении реформы.

Но аналитики UBS еще в конце 2008 г. пришли к тем же выводам, что и Минэнерго: России выгоднее экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты — в этом случае доход и государства, и компаний будет выше. Переработка 1 т сырой нефти по цене Роттердама на нефтеперерабатывающем заводе, аналогичном среднероссийскому, даст на выходе нефтепродукты, которые в том же Роттердаме будут стоить на $24 дешевле исходного сырья, подсчитали в UBS; на тот момент показатель уже год как был отрицательным. К тому же, если продолжать поддерживать экспорт нефтепродуктов, инвестиции в строительство новых нефтепроводов окажутся избыточными, указывали аналитики UBS: трубы просто нечем будет заполнить.