Новости

Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?

Цена - 29.1%
Сервис - 6.4%
Торговая марка - 29.1%
Личный опыт - 35.3%

Всего голосов: 357

Тема формульного ограничения нефтяного рынка до сих пор вызывает бурные дискуссии. Уже состоялись многочисленные обсуждения предлагаемых решений, варианты формул переданы в правительство, но окончательного решения – как будут измерять рынок – по-прежнему нет, сроки принятия формулы тоже туманны. За комментариями мы обратились к директору Департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александру Пироженко. В разговоре мы коснулись темы индикаторов рынка, работы бирж, электронных площадок, интересов потребителей топлива.

- Как Вы оцениваете публичное обсуждение различных формул цен для рынка?

- Обсуждения в Государственной думе и в Совете Федерации прошли исключительно позитивно. Более того, все основные участники рынка собрались на специально организованном нами круглом столе в Минэкономразвития России – представители ВИНК, независимые поставщики, трейдеры и чиновники. Все смогли высказаться, разговор получился откровенным. При этом важно, что удалось обсудить основные вопросы, в том числе применение различных вариантов формул. В итоге удалось обозначить круг проблем и рисков, которые могут возникнуть в случае применения той или иной формулы. Без ответов на вопросы, каким образом, применяя эти формулы, при установлении пределов стоимости нефтепродуктов минимизировать риски, опасно двигаться вперед. В рамках круглого стола участники рынка также высказывали критические замечания, как к нашей формуле, так и к формулам Минэнерго и ФАС. Формулируя свою окончательную позицию к заседанию Комиссии по ТЭК, мы постараемся учесть основные замечания и риски, высказанные участниками рынка.

- Формула цены, в случае ее утверждения Правительством, снимет вопросы о ценообразовании на нефтепродукты на внутреннем рынке?

- Только отчасти. Применение формулы не может рассматриваться как системное решение проблемы ценообразования. Это некое временное решение на пути к формированию собственного индикатора внутреннего рынка. И вопрос, который ставили участники рынка, – а нужно ли сейчас такое временное решение, не затормозит ли оно процесс создания внутреннего индикатора, – это очень важный вопрос. Думаю, что Правительство, принимая решение по внедрению такой формулы, обязательно учтет эту точку зрения.

Потому что конечная наша задача – это формирование российского индикатора внутреннего рынка. Стратегически не совсем корректно привязывать наш рынок к зарубежным, учитывая, что он достаточно большой, имеет собственные колебания спроса и предложения. И не факт, что мы должны ориентироваться на европейские цены. Может, это европейцы должны ориентироваться на наши показатели, потому что у нас большой рынок, мы – серьезный поставщик нефтепродуктов за рубеж.

- Каковы дальнейшие шаги? Каким образом предложения участников будут аккумулированы? Какова судьба формулы цены? Когда планируется отправить предложения по формуле цены в Правительство?

- Необходимо обобщать позиции участников, ведомств, сформулировать позицию министерства по этому вопросу. Судьба формулы цены зависит от того, каким образом будет выбран стратегический путь. Будет ли это временное решение, или же нужно сразу ориентироваться на формирование внутреннего индикатора. Объемы биржевых торгов увеличиваются, активно обсуждаются проблемы биржевой торговли, ее ликвидность и прозрачность. Каждое обсуждение этих вопросов серьезно продвигает нас к формированию внутреннего индикатора.

Но помимо собственно валового объема торгов необходимы понятные и прозрачные правила. До того, как результаты биржевой торговли будут приняты как индикатив, она должна отвечать определенным критериям: быть ликвидной, иметь определенное количество продавцов, а также определенную периодичность, чтобы у независимых трейдеров в любой момент времени был доступ к нефтепродуктам. И конечно необходим определенный набор потребителей. Не должно быть такого, чтобы на биржевых торгах участвовали только компании, аффилированные с ВИНК, и весь объем нефтепродуктов расходился между ними. Такая торговля вряд ли продвинет нас к формированию индикатора.

- А как вы оцениваете роль ФАС в этом процессе?

- Не касаясь сейчас содержания претензий ФАС к нефтяным компаниям, я считаю, действия коллег позитивно повлияли на процесс дискуссии о ценообразовании. Ведущиеся сейчас антимонопольные разбирательства помогли ускорить процесс поиска оптимального решения. Благодаря активной позиции антимонопольной службы нефтяные компании серьезно озаботились тем, чтобы ценообразование на российском рынке было прозрачным.

- Учитывались ли данные электронных торговых площадок при анализе рынка с целью выработки формулы цены на нефтепродукты?

- Наша позиция заключается в том, что индикатор цены необязательно должен быть основан на результатах биржевых торгов. Нужен индикатор, который признают участники рынка, прозрачно сформированный. В данном случае не важно, классическая это биржевая торговля или электронный аукцион.

Понятно, что электронные аукционы, которые проводит одна компания, не являются репрезентативным. Если это площадка, на которой торгует большое количество компаний, и, подчеркиваю, участники рынка признают эту цену, то есть заключают долгосрочные контракты с привязкой к этой цене. На такой индикатор можно ориентироваться. В данный момент ни один из индикаторов общепризнанным не является.

- Каким образом учитываются интересы конечных потребителей в формуле? На круглом столе присутствовали в основном продавцы.

- К разговору были приглашены и конечные потребители. Специфика заключается в том, что для них это не является бизнесом. Потребителей много, они очень разные, им сложно консолидировать свои позиции, высказать профессиональное мнение относительно организации торгов. Безусловно, учитывать интересы потребителей необходимо, но профессионально вести диалог надо непосредственно с участниками рынка – трейдерами, поставщиками, производителями.

Государство представляет интересы потребителей. Именно поэтому для государства важно, чтобы общество в широком смысле, и потребители нефтепродуктов имели четкий ответ на вопрос: почему складывается именно такая цена, какие факторы на нее влияют и какие перспективы в будущем.

- Вы сказали о важности диалога с трейдерам, а разве сейчас не реализуется установка на избавление от посредников?

- Да, среди работающих на рынке трейдеров, есть недобросовестные посредники, получившие право покупать нефтепродукты, скажем так, не совсем прозрачным образом, в том числе и через коррупцию. Но есть и цивилизованные посредники, которые оказывают весьма востребованные услуги конечным потребителям, для которых закупка нефтепродуктов не является основным бизнесом. Они обеспечивают логистику, стабильность предложения и цен. Именно с такими посредниками надо и вести диалог.

- Игорь Артемьев, выступая недавно в Совете федерации, заявил о том, что ФАС направила в правительство законопроект об ограничении присутствия ВИНК в каждом регионе долей не более 35%. Но этой доли достаточно, чтобы весь регион заняли две ВИНК плюс их аффилированные дочки. Как Вы оцениваете этот законопроект с точки зрения развития конкуренции?

- Я слышал о том, что такой законопроект есть, но пока его не видел.

Предварительно могу сказать, что такой подход нуждается в обсуждении. Искусственное моделирование рынка в форме ограничения на развития компаний весьма неоднозначное решение.

Его риски очевидны – от таких требований могут пострадать, прежде всего, потребители. Ведь ограничивая возможность строительства АЗС в каком-нибудь муниципалитете, для компании, которая доминирует, мы можем придти к тому, что заправка не будет построена ни этой компанией, ни кем-либо другим. И это абсолютно реальная ситуация, потому что для того, чтобы выйти на розничный рынок, нужно иметь оптовую инфраструктуру. И издержки строительства АЗС для компании, которая таковую имеет и, скорее всего, доминирует на розничном рынке, они ниже, чем у независимого участника рынка. Это реальный фактор, который надо учитывать. И при принятии решения необходимо учитывать прежде всего интересы потребителей.

Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 20.03.2017

МаркаДТАи-92Аи-95
Цена 37,78 36,48 39,42
Изменение 0,00 +0,07 +0,01
Цены на московских АЗС »