Новости

Как стало известно «Бизнесу», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит поправки в Земельный кодекс, которые позволят ввести ограничения на строительство новых АЗС в регионах. Отчаявшись доказать факт ценового сговора нефтяников, спровоцировавшего рост цен на ГСМ, ФАС сменила тактику.

Служба предлагает запретить компаниям, доля которых на местном рынке превышает 35%, участвовать в конкурсе на право получения участков под заправки. Предупреждение ФАС адресовано в первую очередь вертикально интегрированным компаниям, однако вряд ли оно их напугает, уверены эксперты.

Навести порядок на рынке розничных продаж нефтепродуктов ФАС пыталась еще летом 2004-го. Тогда, после взрывного роста цен на бензин, служба обвинила ряд нефтяных компаний в ценовом сговоре, однако доказать факт нарушения не удалось.

Затем специалисты ФАС проанализировали рынок продаж бензина в 2005 году, выяснив, что во многих регионах доля некоторых компаний, реализующих ГСМ, составляет более 35%. Так, во Владимирской области лидирует ЛУКОЙЛ, в Ярославской - «Славнефть», в Тверской - «Сургутнефтегаз», в Смоленской - «Роснефть», в Рязанской, Тульской и Калужской - ТНК-ВР. Тогда же ФАС впервые выступила с предложением ограничить доступ компаний к земельным участкам для строительства АЗС.

Переговоры с правительством шли полтора года, и в итоге эта инициатива была поддержана.

Как рассказал «Бизнесу» глава ФАС Игорь Артемьев, в ближайшее время поправки в Земельный кодекс, запрещающие принимать участие в конкурсе на распределение новых участков под строительство АЗС компаниям с долей рынка в регионе более 35%, будут рассмотрены Госдумой, и не исключено, что будут приняты уже в этом году. «Эта мера неизбежно приведет к появлению конкуренции в рознице ГСМ, соответственно, на рынке удастся сдерживать рост цен»,- надеется Игорь Артемьев. При этом глава ФАС не сомневается, что законопроект ждет ожесточенное сопротивление со стороны нефтяного лобби.

Эксперты предложение ФАС называют оправданным, но сомневаются в его эффективности. «Само по себе предложение правильное: с монополиями надо бороться. Однако сдержать рост цен таким образом не получится»,- уверен президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Чиновники не там ищут причины роста цен на ГСМ, убежден он. «У нас старые перерабатывающие заводы и несправедливая налоговая система: доля налогов в конечном продукте составляет 65%»,- рассказывает Евгений Аркуша. «Цены повышают оптовые продавцы, а не розничные. Нужно строить перерабатывающие заводы, а не заниматься дроблением продавцов»,- соглашается руководитель аналитического отдела ИК РИМ Михаил Армяков.

Предприниматели придумают способы обойти запрет ФАС, уверены юристы. «В конкурсах будут участвовать либо подставные компании, либо мелких игроков будут скупать крупные»,- рассказывает адвокат коллегии «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов.

Компании в топливном секторе консолидируются- мелким игрокам просто становится не выгодно работать в этой сфере, продолжает эксперт. «Если инициатива будет одобрена, то это приведет лишь к удорожанию услуг АЗС: компании будут компенсировать невозможность выйти на рынок увеличением цен»,- рассказывает Степанов.

Поправки ФАС не вполне соответствуют конституционному принципу свободы экономической деятельности, добавляют эксперты. Дело в том, что само по себе доминирующее положение не является правонарушением, отмечает юрист компании «Магистр & Партнеры» Иван Уржумов. «С точки зрения права незаконным является злоупотребление доминирующим положением, а не его наличие,- говорит Уржумов.- Факт злоупотребления устанавливается в каждом случае отдельно и зависит от конкретных обстоятельств дела.

Поэтому введение нормы, направленной на автоматическое недопущение к торгам всех компаний, занимающих доминирующее положение, вряд ли соответствует принципу свободного осуществления предпринимательской деятельности».

Сами участники рынка настороженно относятся к предложению ФАС. «Мы не будем комментировать саму идею поправок, пока они не приняты. Но наша позиция такова, что справедливо определять долю тех или иных компаний не по областям, а по округам»,- пояснили в прессслужбе ЛУКОЙЛа. При существующем росте спроса на бензин и увеличении автопарка конкуренция на рынке АЗС будет серьезной и без дополнительного администрирования, полагают в ЛУКОЙЛе.