Новости

Начался очередной раунд переговоров нефтяных компаний с тремя оставшимися крупными независимыми столичными операторами розничного рынка нефтепродуктов. По данным РБК daily, за последние два года цена предложения возросла втрое - до 1,5 млн долл. за одну АЗС. Сами игроки оценивают справедливую стоимость их бизнеса еще выше, 3-3,5 млн долл. за одну заправку.

Желание нефтяников приобрести независимых операторов в первую очередь объясняется дефицитом свободных земельных участков, что затрудняет расширение их бизнеса. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в последнем тендере правительства Москвы на продажу готовятся площади на окраинах города. АЗС действующих игроков располагаются в более привлекательных местах. Вторая причина - желание освободиться от джобберов, которых не раз ловили на торговле бензином, далеким от корпоративных стандартов.

Между тем конкуренция на топливном рынке обостряется, и не все крупные нефтекомпании пока могут похвастаться большим количеством собственных АЗС. В 2005 году «Русснефть» после приобретения сети заправок «Гранд-АЗС» (90%) неожиданно для гигантов попала на второе место в тройке лидеров, заняв 10,7% столичного топливного рынка объемом в 2 млрд долл. Самая большая доля у «Московской топливной компании» - 12,06%, третье место занимает «Магистраль-Альфа». У «Роснефти» и ТНК-ВР в Москве пока нет собственных заправок, у «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукта» и «Татнефти» - по 4,2%. По данным МТА, первая волна переговоров о покупке независимых операторов началась в конце 2004 года. Тогда, говорят представители этих сетей, в среднем за одну АЗС нефтяники предлагали около 500 тыс. долл. Но независимым операторам цена показалась низкой. «Мы продаем не бренд, а землю, 500 тыс. долл. - стоимость скромной заправки на окраине Москвы», - объяснил представитель «Магистраль-Альфы».

В 2005 году нефтяники увеличили цену вдвое - до 1 млн долл. за АЗС. Тогда-то «Русснефти» сдалась «Гранд-АЗС», утверждают на рынке. «Русснефть» не раскрывает стоимость покупки. Переговоры с оставшимися игроками не увенчались успехом. «Наше главное преимущество - полная независимость: наши партнеры никогда не рискнут разорвать с нами джобберский контракт, в противном случае они навсегда потеряют столичный рынок», - поясняет представитель «Транс-АЗС».

В сентябре 2006 года - после падения цен на нефть - нефтяники начали очередной раунд переговоров со своими джобберами. «Гранд-АЗС», покупающую нефтепродукты на свободном рынке, осаждают все нефтекомпании сразу. «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Татнефть» официально не комментируют ход переговоров, однако, по данным участников рынка, сейчас цена предложения выросла до 1,5-2 млн долл. за заправку. Как сообщили РБК daily сразу несколько участников рынка, они ждут, когда цена вопроса достигнет 3-3,5 млн долл. за АЗС. «Не исключено, что нефть в ближайший год продолжит дешеветь на фоне спекуляций о грядущем кризисе американской экономики, но цены на участки под АЗС в центре Москвы вряд ли упадут из-за отсутствия альтернативы», - объясняют РБК daily независимые игроки.

________________________

Сейчас на московском топливном рынке работают четыре крупные независимые сети АЗС: ООО «Магистраль-Альфа» (76 АЗС, доля рынка 10,30%, джоббер ТНК-ВР), ООО «ЕКА-АЗС» (53 заправки, доля рынка 7,18%, джоббер «Роснефти»), ООО «Трансэнергоснаб» (22 АЗС, доля рынка 2,98%, джоббер ЛУКОЙЛа) и ЗАО «Транс-АЗС» (22 АЗС, доля рынка 2,98%).