Новости

В начале этой недели вице-президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун заявил, что к 2010 году в Северо-Западном регионе, как и во всей России, может возникнуть острый дефицит высокооктановых сортов бензина. По его словам, во всем виноват стремительно растущий авторынок -- россияне каждый год покупают более 1,5 млн машин. Господин Федун уверен, что уже через 4 года бензина на всех не хватит, и советует покупать дизельные автомобили. Впрочем, не все участники рынка верят в топливный кризис 2009/2010 года. Так, в "Роснефти" уверены, что существующих мощностей по нефтепереработке вполне достаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос на бензин".

"К 2009/2010 году на Северо-Западе может возникнуть дефицит качественного бензина. Это связано с тем, что автопарк растет гораздо быстрее всех прогнозов", -- заявил господин Федун на встрече с представителями ведущих печатных изданий города. По его словам, среднее потребление топлива одним автотранспортным средством к 2010 году может снизиться с сегодняшних 50 литров в неделю до 20 литров. По данным исследовательской компании "Гортис", в 2005 году лишь первичный рынок обеспечил прирост в 1,675 млн автомобилей. При этом ожидается, что в нынешнем году в России будет продано уже около 1,86 млн машин. Петербург, по оценке "Гортиса", является одним из наиболее быстрорастущих авторынков в стране. "Если в прошлом году в городе было продано около 117 тыс. новых автомобилей, то в этом году объем продаж может составить 130-145 тыс. машин. Сегодня в Петербурге, по нашим оценкам, около 720 тыс. автомобилей", -- говорит гендиректор "Гортиса" Дмитрий Канаев. Быстрый рост рынка аналитик объясняет доступными и развитыми системами автокредитования.

Между тем если прогнозы развития топливного рынка, сделанные ЛУКОЙЛом, сбудутся, то спрос на автомобили может претерпеть серьезные изменения. "В условиях дефицита топлива спрос на новые автомобили изменится в пользу экономичных и дизельных машин. Очереди на популярные и доступные седаны бизнес-класса моментально исчезнут. Сейчас эта тенденция наблюдается в Европе и США, где спрос на крупные автомобили с большим объемом двигателя из года в год падает", -- говорит гендиректор ТСК "Автомир" Виталий Новиков. Покупать дизельные и экономичные автомашины призывает и господин Федун, который уверен, что дефицита качественного бензина к 2010 году избежать не удастся ни при каких обстоятельствах. "Строительство одного нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) занимает 5-7 лет. Поэтому к 2010 году новых НПЗ, которые смогли бы покрыть растущую потребность в бензине, построить не удастся. Необходимо стимулировать использование дизельных видов транспорта", -- говорит Леонид Федун.

Отметим, что оценка перспектив топливного рынка одним из ключевых топ-менеджеров ЛУКОЙЛа может сказаться и на планах автопроизводителей, которые решили создать свои заводы в Петербурге. В частности, построить сборочные цеха на территории города уже решили Toyota, Nissan и General Motors. Не исключено, что создать свой завод в Петербурге решит и Mitsubishi, с руководством которой горадминистрация в настоящий момент ведет переговоры. При этом не секрет, что интерес автоконцернов к Петербургу объясняется не только инвестиционной привлекательностью региона, но и перспективным внутренним рынком (об инвестициях японских корпораций в экономику города см. материал на этой странице). Например, расположенный во Всеволожске завод Ford Motors Company в настоящий момент полностью ориентирован на продажи внутри России, а очередь на выпускаемый им автомобиль Ford Focus уже достигла одного года. Между тем нехватка бензина может привести к взрывообразному росту цен на топливо и снижению спроса на авторынке. Если вам нужен советский диплом, то тут вы можете купить диплом СССР - диплом старого образца.

Впрочем, не все участники рынка настроены столь пессимистично и верят в предрекаемый ЛУКОЙЛом топливный кризис 2009/2010 года. Например, этих опасений не разделяет "Роснефть", в пресс-службе которой Ъ заявили, что "никакого дефицита на рынке не предвидится, а существующих мощностей по нефтепереработке достаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос". Курирующий проекты строительства автозаводов в Санкт-Петербурге первый заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Асаул также не разделяет пессимизма ЛУКОЙЛа. "К моменту предполагаемого кризиса сырьевые компании успеют переориентировать свои потоки, уменьшив объемы экспорта и увеличив объемы поставок бензина на внутренний рынок. Таким образом, ситуация нормализуется", -- считает господин Асаул. Действительно, как следует из годового отчета ЛУКОЙЛа, в прошлом году объем продаж нефтепродуктов на международных рынках составил более $29 млрд. При этом на внутреннем рынке выручка компании от реализации нефтепродуктов составила всего $6,7 млрд.