Новости

Вчера Герман Греф был вынужден дважды отвечать на вопросы о возможной реакции правительства на рост цен на бензин. Днем в Госдуме глава МЭРТ избегал слов об административном регулировании. Однако позже, на встрече с бизнесменами в Александр-Хаусе министр высказался максимально жестко. По его словам, подняв в начале 2006 года оптовые цены на топливо, нефтяники нарушили неформальное ценовое перемирие с правительством.

«Мы пошли навстречу компаниям и отказались от индексации акцизов, а взамен получили увеличение цен на оптовом рынке», - сокрушался министр. «Нефтяники хотят получать на внутреннем рынке такие же прибыли, как и на внешнем, но таким образом они вынудят нас ввести госрегулирование», - заявил вчера Герман Греф. При этом глава МЭРТ подчеркнул, что не видит «никаких экономических оснований для роста цен на бензин, кроме разве что неумеренных аппетитов нефтяных компаний». Рост мировых цен на нефть министр не заметил.

Впрочем, резким словам министра в Александр-Хаусе предшествовали относительно мягкие интонации в нижней палате парламента. После правительственного часа уже в коридорах Госдумы Герман Греф сообщил депутатам, что в 2006 году желательно сдерживать рост цен на топливо. Он рассказал также, что знает о «негативных тенденциях роста цен на нефтепродукты с 1 января 2006 года». "Совместно с ФАС и Минпромэнерго будем этим заниматься", - сказал депутатам министр.

Как известно, еще в прошлом году правительство пыталось предотвратить рост цен на нефтепродукты. На совещании осенью 2005 года у главы Минпромэнерго Виктора Христенко руководители крупных нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" - договорились ввести мораторий на рост цен на топливо. При этом правительство сделало вид, что на эти шаги компании пошли самостоятельно, после того как за первый месяц осени потребительские цены на бензин увеличились на 7,9%.

Благодаря мораторию нефтяных компаний рост потребительских цен на бензин существенно замедлился. Так, с 27 декабря 2005 года по 23 января 2006 года цены не изменились, с 24 по 30 января текущего года выросли на 0,1%, а с 31 января по 6 февраля скакнули на 0,4%.

Вчера глава МЭРТ предупредил думцев, что цены на бензин в 2006 году тоже будут расти, но незначительно, так как "потенциал роста мировых цен на нефть не велик". По словам министра, у него уже есть договоренность с Минпромэнерго о возобновлении переговоров с нефтяными компаниями, и его ведомство «надеется в 2006 году получить умеренную динамку роста цен на нефтепродукты». Договоренность, которая была достигнута с нефтяными компаниями в прошлом году, по словам Грефа, "устанавливает определенные правила игры". Одной из дополнительных мер по сдерживанию динамики роста цен на бензин МЭРТ вместе с Минпромэнерго считают изменение закона о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). МЭРТ уже подготовило законопроект, который меняет ставки НДПИ. Этот документ предполагает ввести нулевую ставку налога в течение первых семи лет для новых месторождений с большой выработкой. Так, налоговые каникулы коснутся Якутии, Иркутской области, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Эта мера позволит нарастить темпы прироста добычи нефти, по которым в 2005 году наблюдалось отставание. Введение налоговых каникул также должно "отвязать" цены на внутреннем рынке от колебаний мировых биржевых котировок.

Однако данная мера может не сработать. Несмотря на то что проект закона может быть внесен на рассмотрение в Думу уже в марте, по оценке экспертов, эти меры окажут существенное влияние на рынок только к 2007 году. К тому же это влияние может быть совсем не таким, как надеются чиновники. Снижение НДПИ приведет к росту производства нефти, что, однако, не означает, что она автоматически будет направлена на переработку. Как известно, куда выгоднее экспортировать ее в сыром виде.

В свою очередь Минфин уже предложил свой способ борьбы с ростом цен на нефтепродукты. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, и в будущем году индексировать акцизы на нефтепродукты правительство не планирует.