Новости

Чиновники Минэкономразвития решили не дожидаться, пока рост цен на топливо выйдет из-под контроля, предупредив нефтяников о крайне неприятных для них последствиях. Если во время посевной цены сдержать не удастся, МЭРТ обещает увеличить экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо.

Игроков рынка эти угрозы не пугают: цены на внутреннем рынке стабильно растут вслед за мировыми, предупреждают они, и переломить неприятную тенденцию правительству до сих пор не удавалось.

Предложение увеличить экспортные пошлины на бензин и дизтопливо в случае, если рост цен на эти нефтепродукты к весне составит 20%, обнародовал руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач.

Пока темпы подорожания бензина соответствуют сценарию МЭРТ. По данным чиновников, с января по первую декаду февраля цены на дизельное топливо выросли на 9%, а на бензин - на 11%. Такое увеличение близко к годовому плану нашего прогноза",- отметил глава департамента. В московском регионе цены, как обычно, оказались в целом выше, чем по стране: дизельное топливо, например, подорожало более чем на 11%, с 15 тыс. 875 руб/т в январе до 17 тыс. 750 руб/т в феврале, отмечают в Московской топливной ассоциации.

В оптовом звене дизельное топливо из-за сильных морозов начало дорожать с середины февраля, раньше бензина, который пошел в рост с февраля, когда была введена новая, более низкая, экспортная пошлина на нефть, вырос экспорт сырья, и увеличились тарифы естественных монополий, пояснил "Бизнесу" президент МТА Евгений Аркуша. Но ценовой лаг между оптовой ценой бензина, которая в конце прошлого года снизилась значительно, а розничная - лишь на 1%, пока сохраняется. Поэтому подорожание оптового звена пока не так сильно отражается на рознице.

В целом, по мнению Е. Аркуши, годовой рост цен на топливо вполне может уложиться в рамки ожидаемых правительством 10-11%. Соответственно, "нет ожидания, что к весне цены на топливо вырастут на 20%", считает президент МТА, а "дизель вообще упадет в цене в связи с переходом зимнего сорта этого сырья на летний".

Но само увеличение пошлин на экспорт нефтепродуктов никак не повлияет на стабилизацию цен внутри страны, подчеркивает Е. Аркуша. Они определяются мировой ценой на нефть и экспортными сборами с нее, поскольку государством до сих пор не приняты меры, пресекающие подобную зависимость. Пошлина носит не регулирующий, а фискальный характер, добавляет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Рост мировых цен может оказаться непредсказуемым. "Из-за карикатур, опубликованных в сентябре, сейчас начались волнения на нефтяном Востоке. Кто из экспертов может предугадать подобные факторы?" - говорит Г. Сергиенко.

Производители топлива не выразили озабоченности инициативой правительства. Оценить, насколько изменится привлекательность экспорта и внутреннего рынка возможно лишь исходя из конкретных размеров повышенной пошлины, если она будет введена, сообщили "Бизнесу" в ЛУКОЙЛе.