Англо-голландский нефтегазовый концерн построит сеть газовых автозаправок в Москве

Как стало известно RBC daily, российское подразделение концерна Shell наконец-то приступило к строительству сети многофункциональных автозаправочных станций (МАЗС) в Москве. О планах по строительству в столице АЗС, торгующих газомоторным топливом, компания заявляла еще в 2003 году. Тогда Shell выиграла тендер правительства Москвы на право аренды земельных участков под строительство АЗС с альтернативными видами топлива в рамках городской целевой программы по переводу муниципального транспорта на газовое топливо. Первая столичная МАЗС от Shell появится к концу 2006 года на севере или северо-востоке города, в дальнейшем компания планирует увеличить сеть до 30 МАЗС. По мнению экспертов, Shell выбрала удачный момент для экспансии: за последние три года российский рынок коммерческого газового топлива вырос в три раза, до 0,8–1 млрд долл. ежегодно.

По оценкам участников рынка, первые сети МАЗС, торгующие альтернативными видами топлива – сжиженным газом, пропаном и бутаном, появились в Москве в 1996 г. Первопроходцем стала ТНК-BP, которой сейчас принадлежит 31 МАЗС в Москве. Позднее на этот рынок вышли «дочка» СИБУРа – «Сибургазсервис», а также «Татнефть». По информации «Сибургазсервиса», к рынку присматривается и «Газпром» (комментарий компании с деталями проекта получить не удалось). Сегодня объем московского рынка автомобильного газа достиг 250–300 млн долл. (объем российского рынка оченивается в сумму от 0,8 до 1 млрд долл.). При этом ни одна из московских сетей не стремится строить федеральную сеть МАЗС, и российский рынок остается поделенным между мелкими операторами. Первые заправки Shell появились в России в 1997 г. Компания начала работать в Санкт-Петербурге и сейчас контролирует там 23 АЗС.

О намерении развивать сеть автозаправок в Москве Shell заявила еще в начале 2003 года. Правда, в столице Shell собиралась продавать не бензин, а сжиженный газ, пропан и бутан, так как компания выиграла тендер правительства Москвы на право аренды земельных участков под строительство АЗС с альтернативными видами топлива в рамках городской целевой программы по переводу муниципального транспорта на газовое топливо. Однако никакого строительства в течение следующих трех лет компания не вела. По словам директора по связям с общественностью Shell Максима Шуба, все это время компания занималась разработкой проекта и его согласованием с различными инстанциями. Только сейчас переговоры с московскими властями подошли к концу.

Как сообщил Максим Шуб RBC daily, первая МАЗС компании Shell появится к концу 2006 года «на севере или северо-востоке города». В дальнейшем Shell намерена создать сеть из 30 МАЗС. «Мы будем строить станции сами и покупать действующих игроков», – уточнил Максим Шуб. По данным оператора рынка, пожелавшего остаться неназванным, Shell досталось 12 земельных участков. «Соответственно, 12 МАЗС Shell построит сама, а 18 купит», – говорит собеседник RBC daily. Размер инвестиций компания не разглашает. По оценке ИК «ФИНАМ», затраты Shell могут достигать 30–45 млн долл. (по 1–1,5 млн долл. на каждую станцию). Максим Шуб не уточнил, планирует ли Shell строить федеральную сеть МАЗС. Однако участники рынка отмечают, что Shell явно собралась конкурировать с ТНК-BP, которой в Москве принадлежит 31 МАЗС.

Представители компаний считают, что Shell выбрала удачный момент для вхождения на рынок. «За последние три года объем продаж коммерческого газового топлива вырос в три раза, до 1,6–2,2 млн тонн ежегодно», – говорит генеральный директор «Сибургазсервиса» Глеб Тарабургин. С ним соглашается руководитель отдела углеводородного сырья исследовательской компании ЦИК ННР «Кортес» Алла Афанасьева, которая отмечает, что главная причина популярности автомобильного газа – его низкая стоимость по сравнению с бензином. По данным «Сибургазсервиса» (продает альтернативное топливо по франчайзинговой схеме через сети «Интеройл», АГЗС и «Мосавтогаз»), сейчас у ритейлеров автомобильного газа существует негласная договоренность продавать это топливо на 50% дешевле, чем бензин марки А-92. Алла Афанасьева также отмечает, что сейчас Shell невыгодно строить федеральную сеть. «Развитие рынка автомобильного газа в стране тормозят РЖД, периодически срывая сроки доставки грузов, в итоге в ряде регионов у сети могут возникнуть перебои с сырьем», – поясняет она.

Правда, опрошенные RBC daily эксперты считают, что в дальнейшем стремительный рост рынка автомобильного газа может приостановиться. Представитель одной из нефтегазовых компаний отмечает, что развитие сегмента автомобильного газа тормозит необходимость переделывать топливную систему автомобиля. «Переделка иномарки представительского класса может обойтись в 10-15 тыс. долл., дешевый газ окупит эти затраты лет за двадцать», – иронизирует собеседник RBC daily. Аналитик ИК «ФИНАМ» Тимур Хайруллин также напоминает, что пока с нефтегазовых компаний не снято бремя емких балансовых заданий по поставке сжиженного углеводородного газа регионам.