Как стало известно «Московским новостям», Министерство транспорта подготовило изменения в приказ, регламентирующий порядок выдачи спецразрешений на перевозку бензина. Об этом их просил Российский топливный союз (РТС) и крупнейшие производители и продавцы топлива. Действующие правила привели к тому, что большинство транспортных компаний отказалось перевозить бензин. Причины: бюрократические сложности при получении разрешения и дороговизна самой процедуры.

Абсурдная ситуация на розничном рынке перевозки топлива, по словам игроков, сложилась девять месяцев назад. Согласно 31-й статье закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» перевозка опасных грузов должна производиться при наличии специального разрешения. Порядок спецразрешений определяется приказом Минтранса, который был издан в начале июля прошлого года. «Когда он вышел, все ужаснулись», — отмечает в разговоре с «МН» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Выяснилось, что спецразрешение необходимо получать на каждое транспортное средство — и на прицеп, и на тягач. При этом одно разрешение стоимостью 700–800 руб. выдается на один маршрут на полгода. По оценкам главы РТС, компании, владеющей сотней транспортных средств и доставляющей бензин на 200–300 АЗС, необходимо потратить порядка 500 млн руб., чтобы получить разрешения. «Это просто невозможно», — отмечает собеседник. С главой РТС соглашается и Виктор Костюков, заместитель генерального директора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор». По его подсчетам, получение специальных разрешений автопарку из восьми бензовозов, доставляющему топливо на сеть из 150 АЗС, требуется 960 тыс. руб. на шесть месяцев, соответственно за календарный год сумма составляет около двух миллионов рублей. «В то же время процесс согласования разрешений отнимает от двух до шести месяцев. За это время истекает срок действия самого разрешения», — отмечает собеседник.

Как стало известно «МН», Российскому топливному союзу удалось убедить Минтранс в нелепости ситуации. «Выяснилось, например, что согласование маршрута необходимо только при перевозке тяжеловесных или крупногабаритных грузов, а для перевозки опасных грузов согласование маршрутов является излишней функцией, поскольку эти перевозки уже регулируются знаками из правил дорожного движения», — говорит Евгений Аркуша.

В итоге в Минтрансе признали свою ошибку и подготовили проект изменений в приказ (есть в распоряжении «МН»), регламентирующий получение разрешения на перевозку топлива. Согласно новой версии разрешение необходимо только на тягач; в нем должны быть прописаны все возможные маршруты машины, срок действия документа должен быть увеличен до года. По словам Евгения Аркуши, две недели назад поддержав эти требования, в Минтранс направила письмо компания «Лукойл». В ближайшее время то же самое намерены сделать ТНК-ВР и «Газпром нефть». «Сейчас проект находится в правовом управлении Минтранса. Затем он должен пройти оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития и утверждение в Минюсте. Надеемся, что к лету будет все утверждено», — заключает Евгений Аркуша.

На данный момент на рынке перевозки топлива сложилась тяжелая ситуация. Участники рынка рассказывают, что многие компании из-за сложности и дороговизны получения разрешений попросту стали ездить без них, «решая вопросы по мере их поступления с полицейскими». По словам Виктора Костюкова, только в одной Москве 534 АЗС. Если учесть, что один бензовоз обслуживает две-три АЗС, то ежедневно на дорогах Москвы курсирует не менее 150–200 бензовозов. В России в целом около пяти тысяч бензовозов ежедневно перевозят топливо от нефтебаз к АЗС. К весне, по словам Костюкова, полицейские стали действовать еще жестче. «Известны случаи, когда на штрафстоянку отправляли бензовозы с дизельным топливом (оно не относится к взрывоопасным веществам. — «МН»)», — отмечает Костюков. Непонятная процедура «вызволения» бензовоза со штрафстоянки напугала перевозчиков сильнее штрафов, добавляет он. Ароматический стимулятор попперс купить можно круглосуточно

По словам Виктора Костюкова, в результате сложившейся ситуации большинство перевозчиков светлых нефтепродуктов отказалось доставлять бензин на АЗС. Первыми остановились легальные организации — перевозчики нефтепродуктов: возможный штраф 500 тыс. руб. на организацию отбивает любое желание заниматься перевозкой бензинов. Сейчас прекратили перевозку топлива и частные предприниматели — собственники бензовозов. Компания Виктора Костюкова «Алгоритм. Топливный интегратор», занимающаяся закупкой топлива на рынке и ранее доставляющая его до заказчика, в конце марта объявила своим клиентам о том, что теперь доставка бензинов осуществляется самовывозом.